До тех пор, пока НАТО не откажется от своей ориентированной на Восток экспансионистской повестки и от политики «сдерживания» России, попытки реанимировать какой-либо диалог заведомо обречены на провал
Выступление заместителя руководителя российской делегации К.В.Воронцова в ходе тематической дискуссии по разделу «Региональное разоружение и безопасность» в Первом комитете 77-й сессии ГА ООН
Г-н Председатель,
В последние годы региональная безопасность в различных частях света подвергается серьёзнейшим испытаниям. Усиливается напряжённость, нарастает воинственная риторика, всё сильнее раздаются голоса представителей «партии войны» планетарного масштаба, с новой силой разгораются существующие, застарелые региональные конфликты, возникают свежие очаги напряжённости. Продолжают расширяться военные союзы, их деятельность становится всё более агрессивной. Грубо нарушается основополагающий принцип неделимости безопасности.
В связи с этим хотели бы отметить нашу твёрдую убеждённость в том, что возвращение ситуации в контролируемую плоскость, её нормализация возможны только на основе соблюдения общепризнанных норм международного права, принципов деятельности ООН, её Устава, целей и задач, через достижение договорённостей об отказе от дестабилизирующей военной активности, контроле над вооружениями и разоружении.
Приходится констатировать, что общемировые тенденции, свидетельствующие о деградации ситуации в области военной безопасности, год от года продолжают усиливаться и в Европе. Причиной является взятый США и их союзниками по НАТО курс на неприкрытую конфронтацию с Россией, подрыв основ европейской безопасности и слом устоявшейся и вполне оправдавшей своё многолетнее существование комплексной системы контроля над вооружениями и мер доверия.
Хотели бы вновь обратить внимание на то, что страны-члены НАТО продолжают наращивать военный потенциал на границах с Россией и в непосредственной близости от наших рубежей, повышать оперативные возможности по переброске сил на «восточный фланг». С целью реагирования на мнимую, так называемую «российскую угрозу» в странах Прибалтики и Польше усиливаются численный потенциал и боевые возможности многонациональных батальонных тактических групп и подразделения бригадного уровня в Румынии. Дополнительно в Европу переброшены бронетанковая бригада и вертолётные подразделения вооружённых сил США. Увеличена общая продолжительность нахождения в акватории Чёрного моря в течение одного года кораблей стран НАТО.
Активизировалась разведывательная деятельность у наших воздушных рубежей с использованием многоцелевых кораблей натовских союзников, их самолётов и беспилотных средств. Отмечаем тот факт, что она стала обретать всё более провокационный и опасный характер. Летательные аппараты специального назначения стран-членов НАТО регулярно нарушают воздушное пространство Российской Федерации над Чёрным морем. Боевой авиацией союзников было многократно усилено патрулирование неба над Балтикой. На территории восточноевропейских государств размещены передовые координационные центры и новые штабы командования дивизионного уровня в интересах оперативного развёртывания и применения группировок войск (сил) альянса. В последние годы в непосредственной близости от границ России проводится не менее 30 крупных войсковых и командно-штабных учений.
Агрессивная политика США и их союзников на постсоветском пространстве, а также упорная поддержка неонацистского режима в Киеве, который при активном содействии извне уже девятый год продолжает уничтожать население Донбасса, вынудили нас принять самые решительные меры. На протяжении долгого времени мы делали все возможное, чтобы решить конфликт дипломатическим путём за столом переговоров, надеялись на благоразумие Запада. Однако он сделал все, чтобы обострить противоречия и спровоцировать военную операцию.
При этом США наращивают накачку Украины вооружением, предоставляют развединформацию, что не только затягивает боевые действия и ведет к новым жертвам, но и приближает ситуацию к опасной черте прямого военного столкновения России и НАТО.
США и их союзники всячески поощряют милитаристские устремления и реваншистские настроения режима В.Зеленского. В Киеве не скрывают планов добиться военным путем восстановления территориальной целостности Украины по состоянию на 1 декабря 1991 г. (день референдума в подтверждение Акта провозглашения независимости страны), а также применить запрошенные у США ракеты большой дальности для нанесения ударов вглубь России. С подачи Вашингтона в военно-политическом руководстве Украины заговорили не только о необходимости «поражения нашей страны на поле боя», но и ее последующего расчленения и уничтожения.
В сложившихся условиях мы не могли игнорировать волеизъявление жителей территорий Донбасса и освобождённых территорий Украины, которым в случае возвращения киевских боевиков грозит расправа. Президент России принял единственно возможное решение – о поддержке желания жителей ДНР, ЛНР и освобождённых территорий Украины избавиться от власти неонацистского правительства в Киеве. Такие плебисциты прошли 23-27 сентября.
До тех пор, пока НАТО не откажется от своей ориентированной на Восток экспансионистской повестки и от политики «сдерживания» России, попытки реанимировать какой-либо диалог заведомо обречены на провал.
Хотелось бы верить, что западные коллеги прислушаются, наконец, к голосу разума и начнут следовать принципам равноправия, взаимоуважения, учёта законных озабоченностей и потребностей в сфере обеспечения военной безопасности.
Г-н Председатель,
На протяжении ряда десятилетий США и их союзники по этому военному блоку продолжают начатый ими процесс слома и демонтажа ключевых договорённостей в области контроля над вооружениями и укрепления доверия. В 2003 г. Вашингтон в одностороннем порядке прекратил действие советско-американского Договора по противоракетной обороне. В начале 2000-х гг. Вашингтон отказался ратифицировать Соглашение об адаптации Договора об обычных вооружённых силах в Европе (ДОВСЕ), тем самым подорвав этот фундамент общеевропейской безопасности и предсказуемости в военной сфере.
Последовавшие затем на протяжении многих лет призывы наших западных коллег «повышать транспарентность» путём дальнейшей модернизации Венского документа в этом свете выглядят, по меньшей мере, неискренними, если не откровенно конъюнктурными. Затем Вашингтон взял курс на разрушение Договора по открытому небу (ДОН), завершившийся односторонним выходом из него США под надуманным предлогом «многочисленных российских нарушений».
Результат таких деструктивных действий оказался весьма печальным – был сломан хрупкий баланс прав, обязательств и интересов государств – участников этого одного из ключевых международных договоров в сфере безопасности, обеспечения предсказуемости и транспарентности в вопросах военной деятельности. Почти три десятилетия он служил эффективной мерой доверия, действенным способом коммуникации, установления контактов и каналом дружественного общения между военными специалистами из России, европейских стран, США и Канады. Упомянутые выше шаги Вашингтона в конечном счёте вынудили нас его денонсировать. Российские предложения по взаимным гарантиям безопасности, представленные в декабре 2021 г., натовцами были также демонстративно проигнорированы.
Ожидать от нас какого-либо продвижения в вопросах ревизии состояния контроля над обычными вооружениями в Европе при нынешнем дефиците доверия и откровенной враждебности со стороны Вашингтона и коллективного Брюсселя не следует.
Вместе с тем в сложившихся условиях по-прежнему необходимо сосредоточиться на добросовестном выполнении уже имеющихся договорённостей, включая упомянутый выше Венский документ 2011 г. Считаем полезным продолжить реализацию и других оправдавших свою эффективность инструментов повышения доверия и предсказуемости действий в военной сфере. К ним мы относим добровольные брифинги о предстоящих учениях и внезапных проверках боеготовности войск, размещение детальной, подробной информации об их проведении на официальных порталах оборонных ведомств, приглашение военных атташе иностранных государств на соответствующие публичные мероприятия в качестве международных наблюдателей.
Мы не раз предлагали договориться о мерах деэскалации, включая снижение на основе взаимности военной активности вдоль границы России и стран НАТО, о совершенствовании механизмов предотвращения инцидентов на море и в воздухе, а также опасной военной деятельности. Говорили и о необходимости распространения практики заключения таких двусторонних соглашений на все морские и сухопутные государства – члены Североатлантического альянса. В свете изложенного готовы и далее прагматично подходить к вопросам участия в работе, ведущейся ОБСЕ в формате «структурированного диалога».
Благодарю за внимание.