Ретейловые сети, стремясь не растерять клиентов, прибегают к нехитрым уловкам. Одна из них — продажа товара за прежнюю цену, но в меньшем объеме. «Все эти „три батончика вместо четырех“ — уже повсеместно, многие забывают, сколько было раньше в пачке, — говорит Блинкенсопп. — Цена почти как старая, но по факту ведь покупаешь меньше. В итоге средний чек все равно растет, процентов на десять точно».
Еще в июне агентство Bloomberg сообщало о постепенном снижении «реальной заработной платы» (иными словами — покупательной способности) британцев почти на пять процентов в годовом выражении. Конечно, это зависит от личных предпочтений отдельного человека, но базовые продукты дорожают без исключений.
«То, что нельзя продать меньшим объемом за старую цену, становится дороже. Яйца (в Великобритании их продают дюжинами. — Прим. ред.) стоят по два с лишним фунта (порядка 140 рублей), то есть в два раза больше, чем в начале года, поэтому тоже иногда залеживаются на прилавках», — рассказывает Дэвид.
Как отмечают ретейлеры, нехватки продуктов пока нет. Но опасность дефицита сохраняется из-за осложненной логистики. Перевозки все дороже, поскольку растут цены на бензин. Британские власти любят пиар зеленой энергетики, но для продуктовых фур по-прежнему нужно традиционное топливо.
Невыученные уроки Джонсона
В том, что стоимость бензина повысилась, — в те же два раза, что и на еду, а порой и больше, — британцы винят вовсе не геополитику, а уходящего премьер-министра Бориса Джонсона. Для этого достаточно почитать комментарии под тематическими публикациями в местных СМИ.
«Те, кто застал кризис осени 2021-го (нехватка на АЗС топлива, когда для его транспортировки подключали даже военных. — Прим. ред.), никак не ожидали, что Джонсон первым делом (после начала спецоперации России. — Прим. ред.) откажется от нефти. В социальных сетях это было одной из главных тем весны — еще до того, как правительство заговорило о помощи беженцам. Всех волновал бензин, потому что еда дорожает из-за него и на работу людям стало ездить накладно. Стоимость литра в два раза выше, чем в январе: полтора-два фунта (более ста рублей) против 0,8», — говорит Блинкенсопп.
В итоге автовладельцы должны выбирать между дорогим содержанием, бессмысленным простоем машины (которая все равно требует денежных вложений) или ее продажей, чтобы компенсировать другие расходы. Например, на жилье.
Квартирный вопрос все актуальнее
Еще прошедшей «досанкционной» зимой британцы вынуждены были закрывать часть комнат в домах — их просто не на что было отапливать. Некоторые сдавали относительно просторные помещения, а сами переезжали в более скромные. Теперь же за бюджетное жилье приходится платить примерно столько же, сколько пару лет назад за среднее. «Аренда студии — 700-800 фунтов, это стоимость нормальной двухкомнатной квартиры в месяц в 2020-м, даже в разгар пандемии, — уточняет Дэвид. — И хотя большого спроса нет, никто не спешит снижать цены. Скоро осень и зима, содержание недвижимости обойдется дороже, сдать сейчас дешево — убыток владельцу. А кто работает удаленно, переезжает в города подешевле».
«Удаленка» обрела новый смысл: владельцам частных компаний подчас не на что арендовать помещения, а потому проще оставить сотрудников на дистанционной работе.
«Там, где еще год назад были кафе, сейчас порой пустые павильоны, — рассказывает Дэвид. — Арендовать их некому, а прошлые съемщики съехали из-за недостатка клиентов».
Онлайн как метод выживания
Если на продукты продавцы вынуждены сбивать цены стимулирующими акциями и промо-предложениями, поскольку у еды строгие ограничения по годности, то стоимость одежды растет бескомпромиссно.
«Многие покупают только необходимое или то, что всегда пригодится про запас, — поясняет Блинкенсопп. — Джинсы, футболки, костюмы дорожают еще с Брекзита. Многие магазины перешли исключительно в онлайн-режим, но на стоимости это не отражается: они просто не в состоянии оплачивать торговые площади, для них интернет — способ выжить. Британский Amazon был одним из самых дешевых в Европе, с континента заказывали товары у нас, с доставкой получалось все равно выгодно. После выхода (из ЕС. — Прим. ред.) конкуренция исчезла и цены даже для нас выросли: на одежду, книги, технику вроде наушников или игровых консолей».
Развлечения теперь недешевое удовольствие. Например, вместо походов в кинотеатры люди все чаще покупают подписки. Это неплохой способ сэкономить: производители цифрового контента, который поштучно не измерить, могут удерживать привычные цены на стриминговые аудио- и видеосервисы.
Что же с санкциями?
«Конечно, в наших СМИ регулярно говорят о санкциях и их вреде. В случае с Великобританией они просто ухудшили то, что и раньше было плохо, — считает Дэвид. — Сейчас все ждут от кабмина не отмены (антироссийских санкций. — Прим. ред.), понятно, что это большая политика. Но в Лондоне все время говорят о каких-то собственных ресурсах, которых никто не видит. Если цены не удержать хотя бы на нынешнем уровне, то проблемы правительства никуда не денутся, кто бы ни сменил Джонсона».
Весной 2022-го Борис Джонсон предпринял безуспешную попытку заручиться поддержкой арабских стран для компенсации нефтяных потоков из России. Однако ни в ОАЭ, ни в Саудовской Аравии британскому лидеру ничего внятного не пообещали, кроме инвестиций в зеленую энергетику.
«Понятно, что поездка Джонсона (на Ближний Восток. — Прим. ред.) стала результатом его ошибок. Если представить, что отмена санкций привела бы к падению цен, то все в Великобритании, кроме политиков, были бы рады. Но едва ли в нынешнем состоянии экономики только это способно помочь», — говорит Блинкенсопп.
Показательно, что о кризисе в Соединенном Королевстве активно заявляют сами же британские СМИ. Пока это не возымело эффекта на действия правящей Консервативной партии, увязшей в скандалах и внутренних разборках. Поэтому назначение преемника Джонсона в сентябре становится для страны важнейшим событием в краткосрочной перспективе.