[Налетай-торопись! Покупай-живопись!]Мэрия американского городка определяет сумму выплат за страдания тех, чьи предки были рабами
![[Налетай-торопись! Покупай-живопись!]Мэрия американского городка определяет сумму выплат за страдания тех, чьи предки были рабами](/story_images/623000/1616519842_10_dengi-dollary-baksy-kupyury-nalichnost-pachka-valyuta-bogatstvo-dostatok-uspex-belyj-fon.jpg)
В Соединенных Штатах Америки, а в одном из них особенно, всплеск интереса к архивам и краеведению. Небольшой городок в Иллинойсе может стать первым, где темнокожим станут выплачивать репарации. Солидные суммы обещают тем, чьи предки в течение более двух веков были рабами.
Правда, родственные связи с ними надо еще доказать. О том, кого считать униженными и оскорбленными, а кого — нет, спорят даже сами афроамериканцы. При этом деньги на выплаты надо еще где-то взять.
Какова цена страданий за годы рабства, сегрегации и поражения в правах? На этот вопрос отвечают не в Вашингтоне. Белый дом идею репараций афроамериканцам поддерживает, но на словах. А в Эванстоне — неприметном пригороде Чикаго — мэрия уже определяет сумму выплат, положенных темнокожим жителям.
Самое время поднимать старые папки. Архивариус Моррис Робинсон ищет у нынешних горожан предков-рабов, и если находит, то...
«25 тысяч долларов каждому. А если в программу попадают, к примеру, муж и жена, потомки рабов из Эванстона, то им положено 50 тысяч долларов на семью», — поясняет историк.
Но потратить эти деньги можно будет только на улучшение жилищных условий. Например, переехать из неблагополучных районов или сделать ремонт и прибраться на превращенных в помойки улицах.
«Мусор — вот показатель качества работы городских служб, которые спокойно смотрят на бардак в черных районах. У белых ничего такого нет», — заявляет координатор движения «Национальная коалиция темнокожих за репарации» Кэмм Ховард.
О репарациях, которые бы восстановили справедливость, в Америке заговорили еще во время Гражданской войны. «16 гектаров земли и один мул на семью». С такими обещаниями Север освобождал рабов в южных штатах. Полтора века назад репарации одобрил Конгресс, но ни мула, ни земли так никто и не получил. И поезд ушел.
Белые перебирались в растущий Чикаго и роскошные особняки на берегах Великих озер. Афроамериканцы ютились на задворках захолустных «эванстонов». Сегодня в штате Иллинойс люди со светлой кожей почти в 10 раз богаче тех, у кого кожа темная.
«Рабство существовало 240 лет, а после него мы страдаем еще 155 лет. На свете просто нет таких денег, которые бы компенсировали ту боль, те страдания и те жертвы, через которые прошли афроамериканцы», — говорит священник Майкл Нейборс.
И если провинциальный пастор Нейборс миролюбиво призывает богатых поделиться с бедными, то телезвезда Дон Лемон считает: дело уже не только в деньгах. Как прежде для Джорджа Флойда, теперь он требует справедливости для Христа.
«Объявите уже подлинную идентичность Иисуса! Он был черным или цветным, а не каким-то там белым хиппи из Швеции или Норвегии. Мы ведь знаем, что Иисус был, скорее, похож на мусульманина, то есть на кого-то темнокожего», — заявляет телеведущий Дон Лемон.
На таком фоне репарации поддерживают менее 15% белых американцев. Но на камеру почти все высказываются «за».
«Думаю, это хорошая идея. Я не в курсе деталей, но мы в большом долгу перед нашими темнокожими земляками», — говорит женщина.
А те, кто против, отвечают, отвернувшись: «Я не считаю это чем-то хорошим. Я просто не представляю, где они возьмут средства на это».
Деньги решили брать чуть ли не из воздуха. Точнее говоря, из дыма. В штате Иллинойс марихуана легализована, продают ее в специальных магазинах — такие есть практически в каждом городе. Идею пустить все налоги с продаж запрещенного прежде товара на репарации для афроамериканцев авторы проекта объясняют просто: прежде за это сажали преимущественно темнокожих, так пусть теперь наркотики послужат им на благо.
Спорное утверждение. Вопрос еще и в том, приведут ли репарации к примирению? Усугубляя раскол, темнокожие потомки рабов даже провозгласили свою особую национальность. Право на это отстаивает движение Eidos, члены которого остальных афроамериканцев равными себе не считают.
«У нас в стране есть темнокожие, которые не являются потомками рабов. Они тоже могут быть жертвами дискриминации, но они не испытывают страданий от рабства. — Они должны получить репарации или нет? — Может, какие-нибудь другие, но точно не эти», — считает президент отделения движения «Американцы — потомки рабов» в Чикаго Марлон Уотсон.
Сколько нужно, чтобы темнокожие жили не хуже белых, а в этом суть репараций, точно не знает никто. Счет идет на десятки триллионов долларов.
«То, что мы делаем на городском уровне, не заменяет репараций в масштабах всей страны. — Выходит, вам нужно больше? — По-любому, нам нужно больше», — говорит Моррис Робинсон.
