Спрос эпохи самоизоляции. Как тратили деньги петербуржцы в первый месяц коронавирусных каникул

Выручки падают даже у магазинов, которым разрешено работать. Интернет панацеей не стал. А спрос вслед за самоизолировавшимися на дачах горожанами сместился в область.
Из-за введения коронавирусных ограничений оборот розницы в России просел примерно на 25%, а работу прекратили более двух третей предприятий, рассказал в ходе совещания с президентом Владимиром Путиным глава Федеральной налоговой службы (ФНС) Даниил Егоров.Официальный диагноз потребительскому рынку Северной столицы Петростат поставит только в конце апреля. Но уже очевидно, что мартовский ажиотаж, спровоцированный коронавирусными опасениями и ослаблением рубля, сменяется падением.
Рекомендации властей соблюдать режим самоизоляции подогревали востребованность сервисов по доставке продуктов. Так, в апреле количество заказов «СберМаркета» в Петербурге выросло в 5,5 раз по сравнению с апрелем 2019 года. Выручка сервиса iGooods увеличилась в 4,8 раз по сравнению с тем же месяцем предыдущего года в целом по стране. По Петербургу динамика сопоставимая, уточнили в пресс-службе. Интернет-продажи X5 Retail Group (сети «Пятерочка», «Перекресток», «Карусель») выросли в апреле в 4,7 раз.
В магазины петербуржцы стали ходить заметно реже, хотя и покупать за один визит стали больше. «При снижении LFL-трафика (работающих больше года магазинов — прим.ред.), существенно вырос средний чек, что в совокупности по итогам месяца позволило увеличить продажи по сравнению с аналогичным периодом прошлого года», — сообщили в X5 Retail Group. Но точные показатели по динамике ретейлер не раскрыл. У «Дикси» трафик в среднем упал на 27%, при этом средний чек вырос на 57%, говорил исполнительный директор ретейлера Игорь Плетнев в эфире «Ъ FM».
Но не всем удалось скомпенсировать снижение частоты визитов увеличением содержимого корзины. У небольших магазинов, особенно тех, которые находятся в центре города и не работают с доставкой, продажи упали, говорит совладелец сети «Реалъ» Александр Мышинский. По сравнению с февралем динамика могла составить минус 15-20%, оценивает он. С мартом, по мнению предпринимателя, сравнивать нецелесообразно, поскольку в этот месяц наблюдался ажиотажный спрос.
В самом «Реалъ» видят рост среднего чека на 25-30% по сравнению с февралем, при этом количество чеков упало на 40-45%. В спальных районах продажи торговых точек выросли, тогда как в центре и возле станций метро упали. «Люди перестали ездить на работу, а школьники и студенты — посещать учебные заведения», — объясняет тренд Александр Мышинский.
Оборот супермаркетов «Лэнд» снизился на 30% в период эпидемии, так как большинство магазинов сети расположены в закрытых торговых центрах, рассказывала директор сети Олеся Мальцева РБК.
Потребительские предпочтения — после взрывного роста спроса на бакалею и бытовую химию – в целом постепенно возвращаются к норме. Но тяга к экономии уже начала намечаться. Согласно исследованию, проведенному по заказу ЦБ, доля россиян, которые вынуждены были отказаться от привычных товаров и услуг, выросла с начала апреля с 28% до 44%. А согласно опросу проведенному Роскачеством, россияне стали реже покупать алкоголь (45% опрошенных), кондитерские изделия и сладости (38%) и колбасные изделия и деликатесы (35%). Причем в основном ограничивать себя стали люди старших возрастов.
Петербургские ретейлеры подтверждают наблюдения лишь частично. В одной из сетей магазинов у дома рассказали, что спрос на крупы и сахар в апреле упал на 37% по сравнению с мартом, тогда как в марте по сравнению с февралем увеличился на 60%. Продажи мясной гастрономии в марте подросли на 7%, но в апреле — сократились на те же 7%. Кондитерские изделия стали покупать меньше на 18%, но снижение относительно марта не очень показательно, так как, у примеру, продажи конфет переживают бум на 8 марта.
Зато алкоголь стал более востребован: объемы реализации, увеличившиеся в марте на 6%, в апреле добавили еще 2%. Повышенным спросом пользовались вино и пиво. Продажи водки и коньяка остались на прежнем уровне. Зато просели слабоалкогольные коктейли — возможно, потому что студенты перестали их брать, рассуждает собеседник издания. Вероятно из-за отпавшей необходимости выбираться на учебу и на работу упали продажи жевательной резинки — в два раза по сравнению с мартом. А вот снижение обычно стабильного спроса на молочную продукцию (на 9% по сравнению с мартом) ретейлер объяснить затруднился.
Но по словам производителей, говорить о тяге потребителей к экономии пока рано: спрос переместился из города в область. «Раньше здесь покупали, теперь на дачах», — комментирует заместитель генерального директора «Пискаревского молочного комбината» Георгий Житмарев. В апреле вслед за самоизолировавшимися горожанами 10-15% объемов реализации предприятия уехало в область. «На дачу вывезли тех, кому не нужно находиться в городе — родителей, детей, но закупки все равно делаются централизовано», — говорит Владимир Зюков, генеральный директор «Нева Милк». Компания тоже наблюдает перераспределение потоков, но пока оно не так заметно, как обычно бывает летом.
Среди продавцов непродовольственных товаров в Петербурге в прежнем формате смогли работать аптеки, магазины формата дрогери, детские магазины, а также табачные лавки и салоны сотовой связи. Остальным пришлось либо перейти в онлайн-режим и превратить магазины в пункты выдачи, либо ограничить торговый зал исключительно продажей товаров первой необходимости. В такой ситуации снижение выручки в два раза считается хорошим показателем, рассказал топ-менеджер одной из крупных сетей.
Крупнейший оператор сотовых салонов «Связной-Евросеть» не предоставил данные о динамике продаж, сославшись на то, что пока не подвел итоги апреля. В объединенной пресс-службе «М.Видео» и «Эльдорадо» сообщили, что трафик магазинов электроники в Петербурге «ожидаемо снизился», зато продажи с помощью курьерской доставки «выросли в несколько раз». От комментария, удалось ли таким образом скомпенсировать общую выручку, представитель компании воздержалась.
Интернет-продажи «Максидома» выросли в апреле в два раза по сравнению с тем же периодом прошлого года. «Но в связи с тем, что доля интернет-торговли в прошлом году была 7%, это не компенсирует существенного падения оффлайновой розницы», — говорит совладелец сети Мария Евневич. По её словам, сильнее всего, как в онлайне, так и в оффлайне, упали продажи мебели и бытовой техники, меньше всего — товары для сада, отдыха и спорта.
Частично спрос на технику и товары для дома переместился в обычные гипермаркеты, где традиционно присутствует непродовольственный ассортимент. К примеру, в сети «Лента» в апреле выросли продажи спортивного инвентаря, товаров для ремонта, кухонной техники и бытовой химии для уборки помещений, сообщили в пресс-службе. Набор товаров красноречиво говорит о том, чем потребители занимались в самоизоляции. Так, по сравнению с апрелем 2019 года вдвое увеличился объем реализации гантелей, грифов, эспандеров, ковриков для занятий йогой. В четыре раза выросли продажи миксеров и грилей, вдвое – электрошашлычниц. Почти на треть стали больше покупать телевизоров, в шесть раз – микрофонов, почти вдвое – цифровых кабелей и переходников. На треть вырос спрос на моющие и чистящие средства, вдвое – на пылесосы. Увеличились также продажи швабр, щёток, очистителей и увлажнителей воздуха.
Тяжелее ситуацию переживают fashion-ретейлеры. По данным оператора фискальных данных «Платформа ОФД», продажи одежды в стране упали на 90% в денежном выражении по сравнению с февралем. В отличие от техники и товаров для дома, которые россияне уже приучились покупать онлайн, выбирать наряды без примерки готовы не многие.
Даже у крупнейшего интернет-продавца Wildberries продажи одежды в апреле остались на уровне прошлого года. Среди категорий, которые все же показали рост, – домашние халаты (+137%), пеньюары (+272%), пижамы (+242%), ночные сорочки (+151%).
«Кроме того, люди стали отмечать праздники дома, поэтому мы заметили рост продаж кигуруми (+595%) – костюмов, которые представляют героев мультфильмов, животных и других персонажей», — рассказали в пресс-службе.
Спрос на домашнюю одежду на Ozon вырос на 498% относительно средних показателей 2019 года. «Очевидно, пользователи, находясь дома в самоизоляции и работая дистанционно, хотят чувствовать себя комфортно», — отметили в компании.
В рост пошли также товары, которые помогали петербуржцам сохранить привычный образ жизни. Так, на фоне закрытия салонов красоты продажи машинок для стрижки выросли в апреле на 404% по сравнению со средним показателем в 2019 году, маникюрных аппаратов — на 319%, на фоне закрытия фитнес-центров продажи товаров для домашнего фитнеса выросли в апреле на 394%.
Очевидно, данные приобретения стали выгодной инвестицией. По информации «Фонтанки», постепенный выход из режима самоизоляции начнется не раньше июня. Первыми из него могут выйти предприятия сферы услуг и небольшие магазины.
Впрочем, по данным ФНС, ретейл уже сам себе ослабил режим самоизоляции: если сравнивать первую неделю ограничений с последней неделей, то число компаний, которые стали работать, в целом по стране выросло на 34%, а выручка увеличилась на 32%.
Галина Бояркова,
«Фонтанка.ру»
