Национальные Институты Здоровья США (National Institutes of Health — NIH) это крупнейшая в мире исследовательская организация, включающая разнообразные «отраслевые НИИ» и, одновременно, финансирующая биомедицинские исследования. Между прочим, профессор Энтони Фаучи (Antony Fauci), которой за время коронавирусной эпидемии стал «звездой номер 1» в США, является директором одного из институтов, входящих в NIH. Фаучи в научном мире личность почти легендарная. Он возглавляет этот институт с 1984г и пользуется авторитетом не только как администратор, но и как отличный учёный. Однако, этот пост не о Фаучи и не об NIH. Это так, к слову. Просто я хотел подчеркнуть, что эти рекомендации исходят от исключительно авторитетной научной организации, которая не только сама занимается медицинскими исследованиями, но и оказывает огромное влияние на биомедицинские исследования в США и некоторых других странах — NIH отбирает на конкурсной основе биомедицинские научные проекты и финансирует их.
В разработке данных рекомендаций (они опубликованы 21 апреля 2020г; covid19treatmentguidelines.nih.gov/) принимали участие множество национальных медицинских обществ США, несколько федеральных агентств (включая CDC и FDA) и даже министерство обороны. Думаю, в ближайшее время появится перевод рекомендаций на русский язык. На мой взгляд, познакомится с содержанием этого документа было бы полезно не только медикам. Особенно я бы рекомендовал обратить внимание на структуру рекомендаций и то, как в них представлена доказательная база. Если коротко, специфических средств профилактики и лечения COVID-19 пока нет.
Ниже конспективно несколько основных выводов (речь идет только о медикаментозной терапии и профилактике):
1. Медикаментозная профилактики COVID-19 — ни один из препаратов НЕ РЕКОМЕНДОВАН
2. Противовирусная терапия – препаратов с доказанной эффективностью нет. В отношении хлорохина, гдироксихлорохина и ремдесевира, имеющиеся доказательства не позволяют однозначно рекомендовать или не рекомендовать их использование. В отношении хлорохина и гидроксихлохина подчеркивается возможность серьёзных побочных действий, особенно, удлинённого интервала QTc.
3. Иммуномодулирующая терапия – препаратов с доказанной эффективностью нет. В отношении плазмы реконвалесцентов, гипер иммунного иммуноглобулина, ингибиторов интерлейкина-6 (sarilumab, siltuximab, tocilizumab) и интерлейкина-1 (anakinra), имеющиеся доказательства не позволяют однозначно рекомендовать или не рекомендовать их использование.
4. Гидроксихлорохин + Азитромицин НЕ РЕКОМЕНДОВАНЫ, за исключения использования в контексте клинических испытаний
5. Лопинавир + ритонавир (Калетра) и другие ингибиторы протеазы ВИЧ — НЕ РЕКОМЕНДОВАНЫ, за исключения использования в контексте клинических испытаний
6. Интерфероны и ингибиторы Янус киназы (baricitinib) — НЕ РЕКОМЕНДОВАНЫ, за исключения использования в контексте клинических испытаний
7. Системные кортикостероиды при искусственной вентиляции лёгких у больных без синдрома острого респираторного дистресса — НЕ РЕКОМЕНДОВАНЫ
Каждая рекомендация снабжена разбором имеющейся доказательной базы и информацией о проводящихся в настоящее время клинических испытаниях. Документ этот, даже в США, не является «обязательным к исполнению», но на медицинскую практику в США и Канаде, он окажет существенное влияние. Конечно же, в России, приоритет принадлежит национальным клинических рекомендациям. Но, на мой взгляд, рекомендации NIH это тот случай, когда к чужому опыту стоит присмотреться.