На смену концепции общества-фабрики приходит образ общества-сети
отметили
27
человек
в архиве

Почти все современные государства являются воплощением некоего абстрактного идеального, то есть по сути утопического образа. Реальная социальная организация этих государств, конечно, сильно отличается от этого образа, однако сформирована под его прямым или косвенным влиянием. Единственная сверхдержава сегодня – США была создана последователями утопий Руссо и Франклина. Европейские демократии также своими корнями уходят в утопистику эпохи Просвещения. Китайская Республика основана на националистических идеях Сунь Ятсена и коммунистической Мао Цзэдуна. Израиль стал воплощением сионистской утопии. Индия – утопии, созданной Махатмой Ганди.
Развитие процесса рационализации требует обретения нового социального идеала, образа общества будущего, движение к которому призвано стать магистральным направлением социального развития. До сих пор наиболее популярной социальной альтернативой существующей социально-экономической системе, условно называемой капиталистической, была марксистская утопия, коммунистический социальный идеал. Крах основанных на нем социальных экспериментов был предопределен тогдашним уровнем технологического развития экономики. Их организаторы были уверены в том, что бурно развивающееся производство призвано стать могильщиком капитализма и основой для новой формации, идущей за ним вслед. И это диктовало им концепцию построения общества как единой фабрики, завода. Логика была проста: если экономика основана на крупном производстве, то и общество должно управляться как единый большой завод.
Развитие современного интернет-общества формирует новую не коллективистскую, а индивидуалистическую альтернативу капитализму. На смену концепции общества-фабрики пришел образ общества-сети. Такого общества, политическая и экономическая системы которого основываются не на вертикальных иерархических, а на горизонтальных свободно формирующихся социальных коммуникациях.
Развитие процесса рационализации требует обретения нового социального идеала, образа общества будущего, движение к которому призвано стать магистральным направлением социального развития. До сих пор наиболее популярной социальной альтернативой существующей социально-экономической системе, условно называемой капиталистической, была марксистская утопия, коммунистический социальный идеал. Крах основанных на нем социальных экспериментов был предопределен тогдашним уровнем технологического развития экономики. Их организаторы были уверены в том, что бурно развивающееся производство призвано стать могильщиком капитализма и основой для новой формации, идущей за ним вслед. И это диктовало им концепцию построения общества как единой фабрики, завода. Логика была проста: если экономика основана на крупном производстве, то и общество должно управляться как единый большой завод.
Развитие современного интернет-общества формирует новую не коллективистскую, а индивидуалистическую альтернативу капитализму. На смену концепции общества-фабрики пришел образ общества-сети. Такого общества, политическая и экономическая системы которого основываются не на вертикальных иерархических, а на горизонтальных свободно формирующихся социальных коммуникациях.
Добавил
Cedrus 2 Октября 2007

нет комментариев
Комментарии участников:
Ни одного комментария пока не добавлено