Елена из Москвы (стиль и пунктуация автора):
«Я прилетела с дочерью 1 марта 2020 из Рима, прошла все досмотры как положено, подписала анкету с контактными данными. Обязательного карантина на тот момент не было.
Сегодня я позвонила по горячей линии Минздрава, чтобы уточнить, что значит «минимизировать посещение общественных мест». Могу ли я вообще из дома выйти на улицу, скажем, сесть в машину и уехать к себе же в другую квартиру, где мне удобнее с детьми переждать 14 дней, или меня у подъезда уже росгвардия ждёт с участковым? Но там сами ничего не знают походу. Я говорю — я мусор выбросить могу во двор выйти? — лучше не надо. — Не надо или запрещено? — Мммм ну нельзя. — Точно нельзя? Или не рекомендуется? — Подождите, уточню. [....] Так, вы, конечно, можете выйти, но это может быть квалифицировано как умышленный ущерб окружающей среде. — Так может или будет? — Послушайте, я просто оператор колл-центра».
В других городах власти пытаются предпринимать аналогичные меры без какого-либо нормативного регулирования, что вовсе не делает эти инициативы более законными, чем указ Собянина.
Ангелина из Санкт-Петербурга (стиль и пунктуация автора):
«Месяц назад на школьных каникулах с 1 по 9 февраля ездила с детьми в Милан. Вернулись в воскресенье ночью, в понедельник отвели ребенка в школу. Часа через два нам звонят и говорят — ребенок рассказал, что были в отпуске, без справки от педиатра в школу нельзя. Забирайте. А мы уже все из дома уехали. Забрали часа через два. Дочь все это время сидела в медпункте. Был приказ от директора школы, что выезжающим за границу нужна справка, но родителям про приказ забыли сказать. Потом две недели перед уроками мерили температуру рукой и заглядывали в рот. В последний день карантина дочь пошла в медпункт и пожаловалась, что горло болит. Не хотела на уроки идти. Нас опять отправили за справкой к педиатру. Опять я неслась с работы, чтобы ребенка забрать из школы. В общем, всю кровь из меня выпили из-за этого коронавируса. Я понимаю, что это не то, чтобы очень серьёзные притеснения, но для информации хотелось вам рассказать».
Излишне говорить, что термин самоизоляция российскому законодательству не известен. Наиболее близкое к нему понятие «домашний арест», предусмотренный Уголовно-процессуальным кодексом, то есть лишение свободы. При этом даже обвиняемые в совершении преступлений помещаются под домашний арест строго на основании решения суда при наличии достаточных подозрений. Фактически мэрия Москвы со вчерашнего дня ввела двухнедельное лишение свободы для тысяч жителей города. Указом также возложена дополнительная обязанность на работодателей в том числе обеспечивать режим самоизоляции на дому. По сути на них возложили функцию сотрудников ФСИН. В отсутствие какого-либо федерального регулирования ограничений прав и свобод граждан в связи с эпидемией коронавируса подобный указ мэра Москвы очевидно противозаконен.