С момента победы Макрона прошло чуть больше года, и французское правительство решило прибегнуть к известному трюку – залезть в карман к своим гражданам, чтобы восполнить в бюджет недостающую сумму в размере 80 миллиардов евро. В качестве предлога власть объяснила гражданам, что окружающая среда нуждается в защите, а поэтому повышение так называемого «углеродного налога» становится неизбежным – однако через некоторое время выяснилось, что на указанные цели на самом деле планируется потратить на 400 миллионов меньше, чем годом ранее, и известие об этом спровоцировало первый огонек разгоревшегося спустя несколько недель большого пожара. Кроме того, французов крайне раздражает факт наличия большого числа привилегий у высших чиновников: баснословные зарплаты и пенсии, шикарные автомобили, роскошный образ жизни за счет государства — например, только на содержание экс-президентов уходит до €25 млн бюджетных средств ежегодно. Помимо этого, существует еще 955 высокопоставленных лиц, чье ежемесячное жалование составляет не менее €14 тыс, и протестующие считают, что данные господа также сидят тяжким бременем на шее у налогоплательщиков. В итоге такие масштабные и несоизмеримые с уровнем реальных возможностей казны траты обходятся в копеечку и бьют по кошелькам буквально каждого жителя страны.
Одновременно с этим крупные корпорации вроде Amazon и Google на протяжении многих лет используют лазейки в налоговой системе Франции, недоплачивая в бюджет огромные суммы – кроме того, деньги из республики активно выводятся за рубеж, и с этой проблемой также намерены бороться те, кто, возможно, придет на смену нынешним обитателям Елисейского дворца по итогам противостояния. Что касается развития демократических институтов, революционеры намерены наделить интернет-петиции статусом закона в том случае, если под ними поставило свои подписи не менее 1% населения страны (в абсолютном исчислении эта цифра составляет примерно 700 тысяч человек). В Конституцию будут внесены соответствующие изменения, предполагающие появление такого юридического термина, как референдум народной инициативы – Вебер отмечает, что похожие нормы уже действуют в таких странах, как Италия и Швейцария, а также на территории отдельных штатов США.
Отдельный вопрос, который интересует следящую за французскими событиями зарубежную аудиторию – взаимоотношения «желтых жилетов» с силовыми структурами. По утверждению Гийома, местное армейское и полицейское руководство в целом настроено к ним позитивно, так как в меньшей степени зависит от власти и также её недолюбливает. Поэтому не стоит слепо верить распространяемым журналистами кадрам, из которых можно сделать вывод, что на улицах городов идет гражданская война – на самом деле проявления жестокости весьма локальны, а в большинстве случаев манифестанты сами защищают правоохранителей от своих наиболее агрессивно настроенных сотоварищей.
В целом же на данный момент ситуация остается сложной – ведь список требований народа к правительству весьма широк и включает в себя повышение уровня свободы и безопасности, улучшение материального положения, принятие справедливых и независимых от воли Евросоюза законов и многое другое. Достижение всех заявленных целей займет немало времени, и для этого потребуется приложить очень много усилий: возможно, в результате именно французам впервые в истории человечества удастся построить по-настоящему справедливое и построенное на нравственных началах общество – в любом случае, время активной борьбы и решительных действий уже наступило, заключает публицист.
Читайте также