В эфире федерального «Первого канала» показали сюжет о способах экономии, где среди прочего были эпизоды о паре фриганов, которые едят с помойки, и воровстве Интернета в кафе.
«Найти бесплатные товары и услуги можно в любом большом городе — главное, знать где. Помощник в этом — Интернет. Его, кстати, тоже можно использовать бесплатно. Практически в каждом кафе есть WiFi. В некоторых можно даже ничего не заказывать. Так можно сохранить минимум 200 рублей в месяц — столько стоит самый дешевый тариф у сотового оператора.
Сайты бесплатных объявлений — здесь люди даром отдают ненужные вещи. Вот, например, велосипед. Если покупать — выйдет около 8 тысяч, а тут — бесплатно. Кроме того, не придется тратиться на общественный транспорт. Экономия еще примерно 2 тыс. рублей в месяц. Даниил и Арина уже несколько лет не тратят деньги на еду. Молодая пара — фриганы. Питаются тем, что найдут на мусорке», — гласит закадровый текст.
Даниил под камеру вынимает из мусорного контейнера булочку в пищевой пленке. «Вот тебе и еда! Ну смотрите, плесени нету», — комментирует молодой человек.
«Ребята оба зарабатывают, но деньги тратят только на поездки и съем квартиры. Даже одежда, которая сейчас на них — вся найденная или подаренная», — продолжает диктор.
«Есть очень много всяких бесплатных барахолок, есть „обменники“, есть такая штука, называется „фримаркет“, куда люди приносят вещи, которые они уже не носят», — рассказывает Арина.
«Бесплатно можно и подстричся. Некоторые студии красоты для своих учеников набирают моделей. Объявления размещают в соцсетях», — учит центральное телевидение. Отмечается, правда, что модель может ждать бесплатной стрижки целый месяц.
Далее «Первый канал» рассказывает об обмене услугами и приводит в пример договор массажиста и певца: за час занятий вокалом — час массажа.
«Обойтись совсем без денег не получится. Но если постараться, можно сократить расходы раза в два, а то и больше», — резюмирует журналист.
Фриганизм (англ. freeganism от free — «свободный, бесплатный» и vegan — «веганизм») — стиль жизни, отрицающий принципы потребительства. Его приверженцы ограничивают своё участие в традиционной экономической жизни и стремятся к минимизации потребляемых ресурсов. В качестве источника продуктов питания и других материальных благ фриганы используют свалки, мусорные контейнеры и т. п. В отличие от бездомных и нищих, фриганы поступают так в знак нежелания быть частью экономической системы купли-продажи. В узком смысле фриганизм есть одна из форм антиглобализма.
Наибольшего расцвета движение фриганов достигло в Швеции, США, Бразилии, Южной Корее, Великобритании и Эстонии[1].
Термин «фриган» появился в середине 1990-х годов. Автором термина, судя по всему, является Уоррен Окс, ударник группы Against Me!, который в 1999 году написал манифест фриганов — памфлет «Почему фриган?». Слово freegan происходит от слова vegan — так себя называют радикальные вегетарианцы. Это связано с тем, что большинство фриганов также поддерживают основные положения движения веганов[1].
Самыми ранними предтечами явились организация Food Not Bombs, а также анархистская труппа уличных артистов Diggers, которая существовала в шестидесятых в Сан-Франциско и принципиально не покупала пищу и не пользовалась платными социальными сервисами (последнее характерно не только для них, наиболее радикальные растаманы отрицают официальную медицину; Боб Марли, как известно, отказался от операции, что стоило ему жизни). По мнению Боба Торреса, профессора социологии Университета Св. Лоренса в Кантоне, штат Нью-Йорк, движение фриганов стало настолько популярным из-за растущей в обществе фрустрации, связанной с неудачами экологического «мейнстрима». Торрес указывает на то, что «зелёные» не всегда задумываются, сколько природных ресурсов требуется для производства тех натуральных экологически чистых продуктов, которые они употребляют[1].
В развитых странах из-за перепроизводства зачастую наименее убыточным способом реализации продукции является отправка её на свалку. Например, хозяину магазина проще (дешевле) выбросить целый ящик с яблоками, чем нанять человека, который будет отсортировывать некачественные плоды. Из-за высокого процента пригодности к употреблению выбрасываемой продукции некоторые люди предпочитают найти необходимые блага, чем приобрести их, как из прагматических, так и из экологических соображений. По некоторым данным, на помойку выбрасывается от 30 до 50 % пригодных в пищу продуктов и блюд.
Особенно фриганизм популярен в Европе и США. Популяризатором фриганизма в Америке является Адам Вайсман, создатель сайта www.freegan.info
Как говорит Вайсман, фриган стремится противопоставить себя обществу потребления, основанному на конкуренции, имморализме, конформизме и жадности. Поэтому фриган должен потреблять лишь необходимый минимум, помогать другим и быть щедрым.
Основная цель фриганов — минимизировать или вообще исключить свою финансовую поддержку корпораций и остановить тем самым глобализацию мировой экономики, дистанцироваться максимально от общества бесконтрольного потребления.
Обычно они употребляют в пищу те продукты, что были забракованы перед поступлением в супермаркеты и выброшены на помойку в свежем виде. Обычно эти продукты годны к употреблению в пищу, и причина того, что они оказались на помойке, в том, что один образец из партии оказался некондиционным. Многие из них также одеваются в вещи, найденные на помойке, и имеют домашнюю утварь, также бракованную или выброшенную кем-то в контейнер в б/у состоянии. Часть найденных непродовольственных товаров они обменивают на блошиных рынках на нужные им вещи, не признавая денежных отношений.
У фриганов существуют свои законы, свой кодекс чести. Так, фриганы роются только в помойках супермаркетов и многоквартирных домов, всё то, что валяется на задворках частных домов, не подлежит использованию. Фриганы из соображений безопасности никогда не копаются в контейнерах с медицинскими отходами возле клиник.
Кодекс чести запрещает фриганам залезать в поисках добычи в контейнеры, находящиеся на закрытых территориях. Фриганы обязаны соблюдать чистоту возле мусорных ящиков, оставлять их в лучшем состоянии, чем они были до их визита, чтобы облегчить труд фриганам, которые туда придут следующими. Фриганы не должны забирать из ящиков документы или бумаги с какими-либо конфиденциальными записями, вмешательство в личную жизнь людей на основе находок из помойки категорически запрещается[1].
Ансамбль «Стол-Стул-Стены», играющий импровизационную инструментальную музыку, назвали свой первый альбом «Ищите на помойках» и распространяли его на московских мусорках, предлагая слушателям миновать потребительскую цепочку.[1]
В политическом романе Виталия Трофимова «Трёхрукий ангел» существует субкультура «вторичников» («вторичных людей»), идейно близкая движению фриганов. Одни сутки в неделю они проводят на помойке с полным проживанием и питанием, выражая таким образом протест против культуры потребления и разрушения экологической системы[2].
Ки́ники (др.-греч. κῠνικοί, от κύων (собака) и/или Κῠνόσαργες (Киносарг, холм в Афинах); лат. Cynici), кинизм — одна из наиболее значительных сократических философских школ. Её родоначальником считается ученик Сократа Антисфен[1], ярким представителем — Диоген Синопский.
Аскесис (ἄσκησις), способность к самоотречению и перенесению трудностей. Аскесис киников — предельное упрощение; предельное ограничение своих потребностей; отстранённость от того, что не является предельно необходимым по функции человека как живого существа; «сила духа, характера».
Апедевсия (ἀπαιδευσία), способность к освобождению от догм религии и культуры. Апедевсия киников — отстранённость от культуры и общества. Киники считают, что культура (в частности, письменность) делает знание мёртвым; таким образом, необразованность, невоспитанность и неграмотность считаются [кинической] добродетелью.
Автаркия (αὐτάρκεια), способность к независимому существованию и самоограничению. Автаркия киников — независимость и самостоятельность, отказ от семьи, отказ от государства.
Как пишет В. А. Канке: «Киники считали своим учителем Сократа, но они не смогли по-настоящему продолжить его дело. За основу своей философии они взяли практическую мораль Сократа, присущие ему самообладание, спокойствие, неприхотливость в еде и одежде. Не подкреплённые должным интеллектуализмом, эти нормы практической жизни привели к идеалам самодостаточности человека, апатии и безразличия, дополненным требованиями аскезы, постоянной, иногда тяжкой, тренировки души и тела»[2].
источник: upload.wikimedia.org