Безуглеродная энергетика в России – миф или реальность?

отметили
25
человек
в архиве

С точки зрения Председателя Комитета ГосДумы по энергетике Павла Завального: «возобновляемая энергетика в России будет развиваться ускоренными темпами, несмотря на наши углеводородные богатства. По ряду направлений безуглеродной энергетики Россия лидирует уже сегодня».Об этом Павел Завальный заявил на встрече с Генеральным директором Международного агентства по возобновляемой энергии IRENA Аднаном З. Амином, который на днях прибыл в Москву.

Делегация IRENA презентует для профильных органов власти подготовленный ее экспертами специальный обзор «Дорожная карта ВИЭ 2030. Перспективы развития возобновляемой энергетики для Российской Федерации».

Андан З. Амин отметил, что уже сегодня в мире происходит активный переход к возобновляемой энергетике. «В 2016 году был отмечен максимальный прирост мощности на основе возобновляемых источников энергии (ВИЭ) – 161 ГВт, а общемировой показатель мощности в генерации на основе ВИЭ уже достиг 2.006 ГВт. Наибольший рост демонстрируют Азия и Африка», – сообщил он. Это объясняется стремлением большинства развитых и развивающихся стран снизить вредное антропогенное давление на окружающую среду, а также привлекательностью развития индустрии ВИЭ с точки зрения обеспечения роста экономики государств, в том числе за счет появления новых рабочих мест.

По результатам исследований IRENA, Россия также имеет огромный потенциал развития «зеленой» энергетики. По сценарию, разработанному Агентством, и предполагающим ускоренное увеличение доли возобновляемой энергетики в энергетическом секторе России. К 2030 году её объем в конечном потреблении достигнет 11.3% при сегодняшней доле в ТЭБ менее в 3%. Самая большая доля придется на сектор производства электроэнергии, составив в 2030 около 30%, где 20% – гидроэлектроэнергия, а 10% – ветряная, солнечная и геотермальная электроэнергия. Доля ВИЭ в производстве тепловой энергии составит около 15%.

По мнению Павла Завального, если под возобновляемой или безуглеродной энергетикой подразумевать атомную, гидроэнергетику, биоэнергетику и собственно ВИЭ, Россию и сегодня можно назвать одним из лидеров по ряду позиций. На безуглеродную генерацию у нас приходится около 40% производства электроэнергии. По части гидрогенерации наша страна однозначно находится в лидерах. И если возможности по увеличению объема производства электроэнергии на гидроэлектростанциях у нас близки к исчерпанию, то потенциал ВИЭ и особенно АЭС в этой области значителен.

«Важно понимать, что у нас просто пока нет такой потребности в развитии возобновляемых источников энергии, как, допустим, в развитых европейских странах. У них недостаточно первичных энергоресурсов. И те страны, которые сейчас развивают ветровую, солнечную энергетику, делают это потому, что вынуждены по высокой цене импортировать газ, нефть и даже уголь, и хотят снизить зависимость от этих поставок. Россия, обладает одними из самых больших запасов нефти, газа, угля в мире, развитой добывающей промышленностью, и стоимость энергоресурсов в нашей стране — одна из самых низких в мире. Поэтому наши планы по развитию возобновляемых источников электроэнергии не настолько амбициозные и масштабные, как у развитых стран. При этом проект Энергостратегии 2035 предполагает увеличение доли ВИЭ в ТЭБ. В итоге к 2035 году возможен рост производства электрической энергии электростанциями на основе ВИЭ более чем в 20 раз (до 29 — 46 млрд. кВт-ч с 2,3 млрд. кВт-ч в 2015 году).

В России развитие ВИЭ актуально только для ряда территорий, там, где есть потенциал для гидроэнергетики, для солнечной энергетики — на Кавказе, в Крыму. В Мурманской области на Кольском полуострове есть возможности для развития приливной энергетики, потенциал ветровой энергетики — практически весь шельф в России. И особенно актуально развитие ВИЭ там, где нет централизованных систем энергообеспечения, допустим, в отдельных труднодоступных и удаленных районах. В этом я абсолютно согласен с оценками IRENA», — отметил Завальный.

Отдельно стороны обсудили задачи, стоящие перед законодателями в части стимулирования развития ВИЭ. По мнению главы IRENA, необходимо развитие российского законодательства направленного на поддержку научных и технологических разработок, создание условий для формирования доступного рынка ВИЭ с учетом внутренних приоритетов страны, снижение административных барьеров.

Председатель Комитета ГосДумы по энергетике отметил, что такая работа ведется: В 2013 году был введен механизм поддержки ветровых, солнечных и малых гидроэлектростанций на оптовом рынке электроэнергии и мощности, а в 2015 году — для розничного рынка. Недавно был принят закон для поддержки электроэнергии, производимой на основе торфа — для этого торф был приравнен к возобновляемым источникам энергии.

Андан Амин и Павел Завальный согласились с тем, что в перспективе наступит время, когда человечество полностью откажется от углеводородных источников энергии. «Лет через 100-150 это, возможно, уже случится. Но это произойдет не только благодаря возобновляемым источникам — вся современная традиционная энергетика и запасы ресурсов — это 15% от того потенциала, которым обладает ядерная энергетика. Что касается термоядерного синтеза, а он должен быть освоен до конца этого столетия, он станет практически неисчерпаемым источником энергии для человечества. К тому же когда-нибудь мы научимся не только производить и продавать энергию, но и хранить ее», — заявил Завальный.

Добавил precedent precedent 10 Апреля 2017
проблема (3)
Комментарии участников:
vmizh
+1
vmizh, 10 Апреля 2017 , url

У нас в Сибири полей для ветряков, как у дурака махорки. Я уж молчу про тундру :)

vmizh
0
vmizh, 10 Апреля 2017 , url

Согласен, где подпись поставить? :)

vmizh
0
vmizh, 10 Апреля 2017 , url

Если серьезно, то можно теоретически порассуждать. Откуда взялась эта «экологическая идея» альтернативной энергетики. Да потому чтог ни угля, ни нефти, ни гидроресурсов у «гегемонов» нету. 

Решили технологиями взять :)

Ну представим, уголь дорог, нефть еще дороже, ибо на исходе. Атом сами убили. О — ветряки :)

А где ветра самые крутые, и почти круглогодичные? Прально — в Сибири, тундре, ну и на Алсяке. Остальное — слезы. По уровню потенциала генерирцуемой энергии — опять Россия. 

А в океанах, где ветра тоже дай боже и постоянны — этож какие бля платформы надо строить. Пока не есть вероятно, да и как передать на сушу энергию?.. Вот приливные уже худо-бедно заработали, но там до эффективности еще идти строем до китая :)

vhagen
+1
vhagen, 10 Апреля 2017 , url

А где ветра самые крутые, и почти круглогодичные? Прально — в Сибири, тундре, ну и на Алсяке. Остальное — слезы.

Тем временем в Дании:

Однако, в 2016 произошел некоторый спад, скорость ветра весь год была не высокой, поэтому турбины Дании выработали всего 37,6% от общего объема потребления страны.

 37% всей энергии — это называется спадом.

Или в Германии 8 мая 2016 доля ВИЭ составила 87% и цены на э/э ушли в минус. Это отдельный случай, но они случаются все чаще. По итогам 15 года ВИЭ в Германии выдали 32% всей энергии, газ 10-12.

Пока мы мечтаем о своем потенциале, передовые разработки уже концентрируются не столько на генерации энергии, сколько на технологиях балансирования (запасания), чтобы сглаживать пики/спады. Когда доведут порядок запасаемой энергии, скажем, до гигаваттов на страну (сейчас коммерческие методы дают десятки мегаватт), на топливной энергетике можно будет ставить крест.

comander
0
comander, 10 Апреля 2017 , url

расскажите нам об этих технологиях

vhagen
0
vhagen, 11 Апреля 2017 , url

Вообще-то по ссылкам, которые я прводил, можно найти упоминания (при желании). Но, если желания искать нет, то собственно вот основные на сегодня:

— гидроаккумуляция — все просто, где позволяет ландшафт, строятся водохранилища на возвышенности. В пиковые периоды лишняя энергия идет на насосы, закачивающие туда воду, в периоды просадки идет генерация по принципу ГЭС.

— газоаккумуляция — производится газ, обычно водород, есть варианты с метаном.

— закачка сжатого воздуха в резервуары.

— ну и аккумуляторные накопители высокой емкости.

Кроме этого, совершенствуются автоматизированные системы балансировки нагрузки и межсетевого обмена, когда излишки энергии автоматизированно отправляются в соседние регионы.

comander
0
comander, 11 Апреля 2017 , url

где это есть в промышленных масштабах? хотя бы в долях процента от валового потребления?

comander
0
comander, 11 Апреля 2017 , url

ок. спасибо.

из приведенного материала следует что все что не ГАЭС находится на уровне PoC в лучшем случае.

и их развитие в мире стагнирует. только азиаты показывают рост. видимо выбирают ранее не успользованные локации с удобным рельефом.

по вашим же ссылкам общая мощность мировой батарейки 132 млн.квт

для сравнение ВИЭ — 459

Установленная мощность-нетто электростанций в регионах мира, 1992-2014 гг., млн. кВт

6121

итого мировая батарейка может накопить порядка 2% от мировой генерации.

 

при всем желании рановато вы хороните традиционную энергетику

vhagen
0
vhagen, 11 Апреля 2017 , url

Собственно, вы написали то же, что и я в первом комменте, только с цифрами.

Сравните: «передовые разработки уже концентрируются не столько на генерации энергии, сколько на технологиях балансирования (запасания), чтобы сглаживать пики/спады. Когда доведут порядок запасаемой энергии, скажем, до гигаваттов на страну (сейчас коммерческие методы дают десятки мегаватт), на топливной энергетике можно будет ставить крест.»

«передовые разработки» — тот самый PoC;

разница между гигаваттами и десятками мегаватт (в моем комменте) — 2 порядка. И вы пишете про 2%.

Ну и да, я употребил слово «когда». В планах большинства развитых стран довести долю ВИЭ до 80% в периоде 2030-2050гг. Это далеко не в этом квартале. Но это уже и не фантастика, а практически производственные планы.

PS. И мы еще забыли про балансирование. Есть варианты расчетов, показывающих, что при 25-30% резервирования традиционными станциями, в большом регионе типа Европа или Китай за счет перекачки излишков/недостатков между сетями возможно построить систему, практически не использующую аккумулирование. Подробности, если надо, найдете самостоятельно.



Войдите или станьте участником, чтобы комментировать