Комментарии участников:
У администрации президента появилась новая система мониторинга СМИ – «Катюша»
Раньше чиновники пользовались «Медиалогией»
16 сентября 00:27
Екатерина Брызгалова, Анастасия Голицына, Петр Козлов, Алексей Никольский / Ведомости
источник: cdn.vedomosti.ru
Администрация президента и правительство сменили систему мониторинга СМИ
Новым поставщиком системы мониторинга публикаций в СМИ и социальных сетях для администрации президента и правительства стала компания «М 13», владелец прав на систему мониторинга «Катюша». Это следует из данных, опубликованных на сайте госзакупок. Система приобретается для управления пресс-службы и информации президента и для департамента пресс-службы и информации правительства, говорится в тендерной документации. Стоимость контракта до конца года – 79 млн руб.
Информацию о закупке разместило Минкомсвязи 13 сентября, хотя победитель конкурса «на покупку у единственного поставщика» был известен заранее: еще в мае 2016 г. президент России Владимир Путин подписал распоряжение о выборе единственного исполнителя, сообщается в конкурсных документах.
Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков подтвердил «Ведомостям»: «Подрядчика действительно сменили на «Катюшу». По словам Пескова, новой системой мониторинга пользуются руководители администрации, сотрудники аппарата правительства и другие члены высшего руководства: «Системой довольны, она постоянно модернизируется». Смену поставщика системы подтвердил «Ведомостям» и источник в аппарате правительства.
Прежде администрация президента и правительство использовали для мониторинга СМИ и блогов систему компании «Медиалогия». Ее сотрудник сказал «Ведомостям», что чиновники не продлили контракт с «Медиалогией». Человек, знакомый с чиновниками правительства, рассказал, что «Медиалогия» устраивала их: «Это был продукт, который учитывал все наши пожелания». Но в прошлом году ФСБ не дала добро на продолжение контракта: претензия была в том, говорит собеседник «Ведомостей», что часть долей ООО «Медиалогия» принадлежала офшорам. Сейчас, по данным «СПАРК-Интерфакса», это не так: 92% «Медиалогии» принадлежит ООО «ИБС холдинг» (IT-интегратор IBS), 8% – гендиректору «Медиалогии» Александру Волкову. «ИБС холдинг» на 75% принадлежит Анатолию Карачинскому, на 25% – Сергею Мацоцкому. Но, когда решался вопрос о продлении контракта, среди собственников действительно были офшоры, признает близкий к «Медиалогии» человек.
Представитель «Медиалогии» и Мацоцкий отказались от комментариев, Карачинский не ответил на звонок.
«М 13» принадлежит, по данным «СПАРК-Интерфакса», компании «Лука», которой в равных долях владеют Владислав Клюшин и Ольга Паршкова. Разработка «Катюши» началась еще в 2011 г., но свидетельство о государственной регистрации программы получено только в марте 2016 г., следует из данных Минкомсвязи.
Разработки в области IT – только одна из сфер деятельности «Луки», знает человек, знакомый с ее менеджерами; в частности, связанные с «Лукой» фирмы занимаются строительством жилой и коммерческой недвижимости. В 2013 г. «Лука» судилась со структурами Минобороны из-за здания министерства в Люберцах. Из документов суда следует, что министерство заключило с компанией предварительный договор купли-продажи, но затем отказалось продавать здание. Суд стал на сторону «Луки» и обязал Минобороны заключить договор.
Разработка «Катюши» велась на средства частных инвесторов без привлечения госфинансирования, сказал «Ведомостям» гендиректор «М 13» Александр Бадиков. Какими были инвестиции и кто эти инвесторы, он не говорит. Всего в создании и поддержке системы задействовано, по словам Бадикова, около 150 IT-специалистов. Кроме СМИ «Катюша» ведет мониторинг информации из социальных медиа, сказал он: «Позволяет в режиме реального времени отслеживать состояние информационного поля по широкому спектру тематик, с высокой точностью оценивать характер и масштабы распространения информации, оперативно реагировать на возникающие информационные угрозы». Отличие «Катюши» от «Медиалогии» – наличие базы, в которой собрано более 20 000 источников СМИ, точная оценка характера и масштабов распространения информации и настраиваемый под пользователя интерфейс, уверяет Бадиков. На сайте «Медиалогии» указано, что она использует свыше 32 000 источников СМИ.
Разработка ведется российскими специалистами, «особое внимание уделяется информационной безопасности и конфиденциальности данных клиентов», уточняет Бадиков.
Это уже не первый контракт с правительственными структурами, который получает «М 13». Система «Катюша» используется в подведомственных организациях Минобороны, в ряде других ведомств и структур государственной власти, в крупных коммерческих компаниях, утверждает Бадиков (где именно – не уточняет: запрещают условия договора). Руководитель пресс-службы одного из силовых ведомств говорит, что ни МВД, ни ФСБ, ни Генпрокуратура «Катюшу» не используют: например, у МВД своя система мониторинга СМИ.
В марте 2016 г. «М 13» участвовала в конкурсах Минобрнауки на сумму свыше 41 млн руб., но победила «Медиалогия», следует из данных сайта госзакупок. «М 13» пыталась оспорить результаты конкурса в Федеральной антимонопольной службе (ФАС), но безрезультатно. Минэкономразвития объявило аналогичный конкурс осенью, но его приостановила ФАС по жалобе «М 13». Сотрудник министерства подтвердил это «Ведомостям», уточнив, что приостановка была вызвана неточностями в конкурсной документации. Зато еще в январе 2016 г. «М 13» стала победителем конкурса, который проводило Управление капитального строительства № 900 при Спецстрое, подведомственном Минобороны. Представители Спецстроя и Минобороны не ответили на вопросы «Ведомостей».
«Мы наблюдаем на рынке систему «Катюша» уже несколько лет», – говорит сотрудник одного из СМИ. В последнее время на рынке появилось много сервисов такого рода, так как порог входа невысокий, утверждает он. «Катюшу» он называет довольно простой системой, которая «мониторит интернет и выдает отчеты», но не содержит ни платных источников информации (таких, как закрытые ленты «Интерфакса», ТАСС, «РИА Новости»), ни объектного поиска. Тем не менее ей удается выигрывать контракты в госструктурах.
«В системе используется информация из открытых источников со ссылками на оригиналы публикаций, – объясняет Бадиков. – Но у компании есть и платные источники информации».
Напомним, недавно «Яндекс» запустил проект«Яндекс.Медиана» для мониторинга и анализа публикаций в российских интернет-СМИ. Компания начала бета-тестирование, после завершения которого в 2017 году станет продавать платную подписку на сервис. Таким образом «Яндекс» становится конкурентом, в частности, «Медиалогии»
Пресс-секретаря президента РФ Дмитрий Песков сообщил, что переход на систему мониторинга за публикациями СМИ и соцсетями «Катюша» связан с экономической целесообразностью и удобством.
«С поисками новых параметров, возможностей постоянной адаптации системы под запросы пользователей, ее постоянной модификации в связи с возникновением новых тем, которые подлежат более тщательному мониторингу и так далее», — сказал Песков.
Он пояснил, что это постоянный процесс совершенствования и экономической целесообразности.
По словам Пескова, новая система ему понравилась, она более удобна.
«Да, мы ей пользуемся постоянно», — поделился официальный представитель Кремля.
При этом он подчеркнул, что система «Катюша» не является оригинальной, так как ее полностью переделали под задачи пресс-служб президента и правительства.
Напомним, СМИ сообщили о том, что российские власти приобрели систему мониторинга за публикациями СМИ и соцсетями «Катюша». Поставщиком системы стала компания «М 13», которая владеет правами на систему мониторинга «Катюша». Стоимость контракта до конца года — 79 млн рублей.
Ранее администрация президента и правительство использовали для мониторинга СМИ и соцсетей систему компании «Медиалогия»,
однако контракт не был продлен.
«С поисками новых параметров, возможностей постоянной адаптации системы под запросы пользователей, ее постоянной модификации в связи с возникновением новых тем, которые подлежат более тщательному мониторингу и так далее», — сказал Песков.
Он пояснил, что это постоянный процесс совершенствования и экономической целесообразности.
По словам Пескова, новая система ему понравилась, она более удобна.
«Да, мы ей пользуемся постоянно», — поделился официальный представитель Кремля.
При этом он подчеркнул, что система «Катюша» не является оригинальной, так как ее полностью переделали под задачи пресс-служб президента и правительства.
Напомним, СМИ сообщили о том, что российские власти приобрели систему мониторинга за публикациями СМИ и соцсетями «Катюша». Поставщиком системы стала компания «М 13», которая владеет правами на систему мониторинга «Катюша». Стоимость контракта до конца года — 79 млн рублей.
Ранее администрация президента и правительство использовали для мониторинга СМИ и соцсетей систему компании «Медиалогия»,

Статья опубликована в № 4157 от 09.09.2016 под заголовком: Свежая пресса от «Яндекса»
«Яндекс» запускает систему мониторинга и анализа новостных текстов
Некоторые СМИ недовольны, что система будет делиться статистикой посещаемости их статей
08 сентября 19:41Анастасия Голицына / Ведомости
источник: cdn.vedomosti.ru
«Яндекс» запускает систему мониторинга и анализа новостных текстов
«Яндекс» сообщил, что начинает бета-тестирование сервиса мониторинга и анализа информационного поля «Яндекс.Медиана». С его помощью можно будет следить за тем, что пишут в интернете о людях и компаниях, и оценивать тональность и значимость публикаций. Используя технологии «Яндекса»: мировой индекс, лингвистические технологии, объектный ответ, машинный интеллект, – «Медиана» индексирует публикации на сайтах СМИ и автоматически выделяет интересующие объекты в текстах. После чего машинный интеллект, обученный на размеченных вручную текстах, определяет характер упоминания интересующего заказчика объекта – тональность, роль, упоминание этого объекта в заголовке и наличие его комментария.
Пока сервис анализирует только публикации в СМИ, но в будущем охватит и другие источники – например, социальные сети, обещает представитель «Яндекса» Татьяна Комарова. Зарабатывать компания планирует, продавая подписку, стоимость которой будет зависеть от количества упоминаний человека или компании. Например, если следить за потоком новостей о компании, упоминаемой в СМИ примерно так же часто, как «Яндекс», то подписка обойдется в 80 000 руб. в месяц, говорит Комарова.
На рынке мониторинга СМИ уже работают проекты «Медиалогия», «Интегрум», Factiva (следит за публикациями в иностранных СМИ). Оценить этот рынок «Яндекс» затруднился.
«Медиалогия» приветствует выход на рынок нового игрока, конкуренция всегда интересна, говорит ее представитель. Представитель «Интегрума» не ответил на запрос «Ведомостей».
Чтобы оценить значимость каждого упоминания, «Яндекс.Медиана» учитывает не общую посещаемость сайта СМИ, а данные о количестве прочтений конкретных публикаций, говорится в сообщении компании. Система использует данные сервиса статистики «Яндекс.Метрика» (ее счетчики стоят на сайтах СМИ), браузера «Яндекса», переходы из поисковика, объясняет Комарова.
Не все СМИ рады, что данные о популярности конкретных публикаций попадут в руки третьих лиц. Непонятно, почему «Яндекс» даже не обсудил со СМИ использование их данных, недоволен руководитель службы интернет-проектов «Интерфакса» Юрий Погорелый. Анализируя тексты, «Яндекс.Медиана» выдает данные о посещаемости конкретных страниц – по сути, внутреннюю статистику СМИ, которую «Яндекс» планирует продавать третьим лицам, замечает он: «это как если бы Facebook начал продавать рекламодателям данные конкретного пользователя с указанием его имени и фамилии». Вероятно, «Яндекс» использует статистику из своего сервиса «Яндекс.Метрика», чьи счетчики стоят на сайтах большинства СМИ, продолжает Погорелый. Но лицензионное соглашение «Метрики» гарантирует, что эти данные не будут передаваться третьим лицам. Поэтому «Интерфакс» уже отключил счетчики «Метрики» на своих сайтах: «кто знает, какие еще наши данные «Яндекс» захочет продать?».
«Медиалогия» не ставит счетчики на сайты СМИ и, соответственно, не дает данных о посещаемости клиентам, говорит ее представитель.
«Интерфакс» сам зарабатывает на анализе и мониторинге СМИ при помощи сервиса «Скан», и понятно, что сервис «Яндекса» угрожает этому бизнесу, говорит сотрудник крупного издательского дома. Неприятно, что «Яндекс» передает сторонним лицам внутреннюю статистику посещений, согласен он, но прямой угрозы бизнесу СМИ здесь нет: главное, чтобы «Яндекс» не пересылал подписчикам «Медианы» тексты целиком. «Яндекс.Медиана» не передает клиентам полные тексты новостей СМИ, а только короткие выжимки, заверяет Комарова.
Для анализа посещаемости конкретных текстов «Яндекс» использует данные «Метрики», подтверждает Комарова. Но вместе с ними система анализирует данные браузера «Яндекса» и переходы со страницы поиска. А данные «Метрики» используются только в агрегированном виде вместе с другими данными и только для обучения математической модели, которая оценивает нижнюю границу количества прочтений. То есть пользователь «Яндекс.Медианы» видит результаты применения математической модели, а не конкретную статистику из «Яндекс.Метрики», объясняет Комарова. Данные закрытых счетчиков «Метрики» не используются: «мы не имеем права это делать, кроме того, нам нужно оценивать публикации и на тех сайтах, где нет счетчиков».
У «Коммерсанта» данные по посещаемости из «Яндекс.Медианы» практически полностью совпадают с данными «Яндекс.Метрики», говорит источник в этом издании. У «Ведомостей» статистика «Яндекс.Медианы» близка к данным трех сервисов – «Яндекс.Метрики», Liveinternet и Top.mail.ru.
Кто больше
«Медиалогия» анализирует, по собственным данным, публикации в 32 000 СМИ, «Интегрум» – более чем в 9000. У «Яндекса» сейчас 6500 источников, это база сервиса «Яндекс.Новости», говорит Комарова.
Что читают в Кремле
Управление делами президента опубликовало на сайте госзакупок список российских и зарубежных СМИ, которые выпишут для Путина и его администрации
19 ноября 2015 20:52
источник: cdn.vedomosti.ru
Д. Гришкин / Ведомости
Из печатных СМИ чаще всего в администрации президента читают «Коммерсантъ» — 61 экземпляр (субботний выпуск — 59). Кроме этого сотрудники управления делами будут читать журналы, которые издает одноименный ИД: «Коммерсант-Власть», «Коммерсант-Деньги» и «Огонек» — в общей сложности 61 экземпляр. Помимо этого предполагается оформить одну подписку на электронную версию Weekend
источник: cdn.vedomosti.ru
PhotoXpress
Второй в списке самых читаемых СМИ в управделами президента стала «Комсомольская правда» в комплекте с еженедельником с телепрограммой: всего планируется выписать 48 комплектов. Газета среди прочих изданий приходит президенту лично. Как следует из списков, опубликованных на сайте госзакупок, печатные издания доставляются Путину не только в Кремль, но и в его подмосковную резиденцию «Огарево-2», так что на его имя планируется выписать по два экземпляра одного и того же СМИ. Всего на 2016 г. лично на имя Владимира Путина планируется заказать 23 издания
источник: cdn.vedomosti.ru
Е. Разумный / Ведомости
«Московский комсомолец» и еженедельный выпуск «МК-бульвара» планируется выписать в 46 экземплярах
источник: cdn.vedomosti.ruисточник: cdn.vedomosti.ru
Д. Новожилов / Ведомости
«Известия» разойдутся в управделами по 43-м получателям
источник: cdn.vedomosti.ru
М. Стулов / Ведомости
Кремль подписался на 41 экземпляр «Ведомостей»
источник: cdn.vedomosti.ru
Е. Разумный / Ведомости
«Российскую газету» будут читать 40 получателей
источник: cdn.vedomosti.ru
М. Стулов / Ведомости
Информационные сборники «Новые законы и нормативные акты» выпишут всего в 40 экземплярах. Брошюры выходят четыре раза в месяц и включают в себя новые опубликованные в «Российской газете» федеральные нормативные правовые акты, а также комментарии к законопроектам, внесенным на рассмотрение в Государственную думу
источник: cdn.vedomosti.ru
ТАСС
«Независимую газету» будут читать в 36 экземплярах
источник: cdn.vedomosti.ru
Е. Разумный / Ведомости
Журнал «Эксперт» выпишут в количестве 28 штук
источник: cdn.vedomosti.ru
Е. Разумный / Ведомости
Замыкает десятку еженедельник «Профиль» — на 2016 г. планируется выписать 23 экземпляра. Всего на российские СМИ в Кремле планируется потратить примерно 6 млн руб.
источник: cdn.vedomosti.ru
Wolfgang Wildner
Из иностранных изданий абсолютным лидером стал немецкий еженедельник Spiegel. В общей сложности управделами подпишется на четыре журнала и одну электронную версию. Сам Владимир Путин иностранные СМИ читать не планирует — на его личный адрес в Кремле или подмосковной резиденции не выписано ни одного печатного экземпляра. Spiegel, например, приходит в службу протокола и пресс-службу
источник: cdn.vedomosti.ru
Anders Sandberg
Британский журнал The Economist будут читать в четырех отделах, помимо бумажной администрация президента планирует подписаться на электронную версию
источник: cdn.vedomosti.ruисточник: cdn.vedomosti.ru
Trend Media/PhotoXPress
Остальные иностранные издания в Кремле будут читать в одном экземпляре и лишь шесть выпишут в двух — это французские издания Le Figaro и Paris Match, итальянская Panorama, американские журналы Time и Foreign Policy. The Moscow Times также попала в список иностранных СМИ — в управделами будет приходить по два еженедельника. Всего на 72 иностранных издания планируется потратить 5,8 млн руб.