Тверская аномалия: Эту дорогу не дурак строил, а Валентин Кац.

отметили
50
человек
в архиве
Владимир ВОРСОБИН

Наш корреспондент Владимир Ворсобин обнаружил в России «вечную» трассу, которая без ремонта стоит как новенькая уже больше десяти лет.

КАК УМУДРИЛИСЬ?

Этого просто не может быть. Не может! Я внимательно смотрел вперед, пытаясь найти подвох. Но то, чего не может быть, существовало. Нагло. Невозмутимо. Оно бесшумно и плавно утекало под капот.

— Вы правда напишете о нашей чудесной дороге? — радовался глава района Александр Горбанев. — Я куда ни приеду, о ней рассказываю. Мало кто верит.

Стрелка спидометра подползла к 120.

— Чувствуете? — спросил глава.

— Нет, — хмурюсь.

— Правильно. Машина едет, как влитая. Спрашивается, вот как они умудрились дорогу так сделать?

Стрелка бодро промаршировала мимо 150.

— Наверное, здесь ездят мало, — предполагаю. — Вот она и сохранилась у вас, как в музее.

— По ней и лесовозы едут, и металлолом везут, она ж три области соединяет — трафик будь здоров. Ничего ее не берет. Смех сквозь слезы, — вздыхает грустно глава. — Едем cловно по Европе…

200 км/час.

Я вспоминаю разбомбленную лесовозами дорогу Петрозаводск — Суоярви. На такой нахальной скорости мы бы отправились к праотцам сразу и безболезненно.

СТЫК ДВУХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ

На горизонте грозно замаячила странная полоса. Дорога вдали вдруг изменилась — она посветлела, покрылась пятнами и стала настоящей, родной. Переход этот зиял четкой, пограничной чертой.

— Сбрасываю до 90, — быстро сказал глава. Сгруппировался. Жестко схватил руль. В прошлом он командовал 611-м летно-истребительным полком. Однажды посадил самолет с отказом обоих двигателей, пару десятков километров планировал до взлетной полосы. А тут, подумаешь, дорога… Линия проскочила под колесами. Удар. Машину мотнуло налево, потом направо.

— Тихо-тихо! — сказали мы хором. И джип, взлетев над кочками, удачно сел и привычно, вперевалочку заковылял по среднерусской дороге, где заплатка на заплатке. И в горизонт, в среднерусскую даль — сотни и сотни раздолбленных километров вперед.

Подходим к стыку двух дорог. Двух цивилизаций. Слева наша, обычная, ежегодно ремонтируемая. Справа — инопланетная, которая не ремонтировалась никогда. Когда она появилась здесь, в маленьком городке Бежецк, почти никто не помнит. Кто ее построил — тоже. Зачем здесь, в безлюдной глубинке, поставили 9-километровый отрезок европейского автобана — не знает никто.

Дороге под Бежецком 11 лет. И как мне рассказали в правительстве Тверской области, ее и правда никогда не ремонтировали.источник: s15.stc.all.kpcdn.net

РУССКИЕ НЕ МОГУТ ЭТО СДЕЛАТЬ?

В водительских форумах это место обросло легендами, которые первым рассказал мне тверской родственник. Будучи отличным водителем, он искренне ненавидит российских дорожников, упрямо пытающихся покалечить его «Фольксваген». И как-то весной, стуча колесами по недавно положенному асфальту, он сказал даже не мне, а так — окружающему пространству:

— Бесполезно. Русские просто не могут это делать.

— Могут. Но не хотят, — говорю. (Я всегда вступаюсь за русских. На всякий случай.)

— Не могут, — качал головой тверской родственник головой. — В плане дорог у нас руки не оттуда растут. Немцы под Бежецком в начале нулевых специально нам показали, как строить. Приехали, говорят, спецы из Германии в рамках программы благотворительной и показали. В итоге дорога лет пятнадцать стоит без ремонта! А наши что? Научились?

На самом деле дороге под Бежецком 11 лет. И как мне рассказали в правительстве Тверской области, ее и правда никогда не ремонтировали. В местном дорожном фонде признали, дескать, знаем это чудо, как не знать. И, покопавшись в архивах, чиновники все-таки выяснили, кто ее построил. И хотя на водительских форумах утверждается, что дорогу строили то ли немцы, то ли финны, на самом деле…

«НАША ЗЕМЛЯ АСФАЛЬТ НЕ ПРИНИМАЕТ»

— Какие немцы? Россияне! Кац ее построил, — удивился глава Бежецкого района Александр Горбанев. — Приехала петрозаводская фирма с руководителем Валентином Кацом. Я тогда, в 2005-м, авиаполком командовал. Кац, помню, явился в Бежецк и сразу на нашем брате чиновнике споткнулся. Зашел в кабинет к главе района познакомиться и выскочил как ошпаренный (усмехается). И больше к нему ни ногой.

— ?!

Загадочный взмах рукой. Жест, понятный любому русскому.

— Откат?

Выразительная пауза.

— Слава богу, что дорога была первой межобластной категории и к району не относилась, — говорит Горбанев. — Но Кац — уникальный человек (задумывается). Вы же сейчас спросите: в чем секрет этой дороги?

— Обязательно.

— Вот честно — не знаю (хмурится). С одной стороны, я сколько повидал, как строят дороги, например, в Ростовской области, на Ставрополье… Там просто тупо засыпался песок и укатывался. А Кац делал все как-то странно, не по-нашему. У нас бытовало шутливое поверье — земля тверская асфальт не принимает. А тут словно марсиане высадились! Я впервые в жизни увидел, что через каждый слой идет особый материал, а еще — какая-то пленка. По словам местных, фирма вела себя очень странно. Нагнали новую американскую невиданную доселе технику с какими-то передовыми технологиями. А вокруг столько искушений. Старый щебень можно было повыкапывать, но зачем-то привезли свой, новый. Потом завезли дорогую гранитную крошку, хотя менее прочная, щебеночная, на порядок дешевле. Со стоковыми водами была проведена вообще целая спецоперация. Местные дорожники такого не видели никогда — они ж обычно кидают под полотно трубы и все — дешево и сердито. А Кац сделал сначала русла подхода и ухода воды, выпускные и приемные ворота. Труба обкладывалась изолирующими материалами на специальном бетонном основании. Зачем, спросите? — глава района опять вздохнул. — Я тоже тогда думал: что они мудрят?

Мы бродили по обочине «вечной» дороги, существование которой опровергало много официальных строительных теорий, например, «о грузопотоках, убивающих полотно». О страшном русском климате. Да и вообще о бренности всего заасфальтированного… Я вспоминал весеннюю Самару с ручьями, смывающими годовалый асфальт, и радостными дорожниками, снова кладущими его в воду… А Горбанев зачем-то все доказывал мне:

— Зачем русла? Да за одиннадцать лет на дороге одна выбоинка. Одна! Мы все ее знаем. Я уж говорю нашим — заделайте ее, она ж как на ровном стекле царапинка.

«ДА НЕ СЛАБО НАМ, КАК В ЕВРОПЕ, ДЕЛАТЬ!»

Фирма уехала из Бежецка, закончив эти 9 километров, не сойдясь с областью в цене на следующий участок. И городок обречен на вечное соперничество с Кацом.

Положили, к примеру, два года назад дорогу, примыкающую к «девятке». А она, свежая, все равно хуже — машину качает, как пьяного матроса на палубе. Оттого на этих, соперничающих с кацовской, новых трассах маленькие квадратные выемки — пробы для дорожной экспертизы (по словам бежецких чиновников, штука это выгодная — стоимость ее копеечная, зато, имея процент от возможных штрафных санкций к строителям, спецы выискивают малейшие недочеты).

И вроде бы все по ГОСТу, а все равно не то.

Я конечно же, нашел телефонный номер Валентина Каца. Он работает все так же строителем в родном Петрозаводске. Ругает местных коллег за «одноразовые дороги». Говорит, что в его профессии кадровый голод. Система ПТУ, готовившая машинистов катков и асфальтоукладчиков, развалена. Что, кроме совести, дорожникам необходим тщательный контроль. Поэтому где мэр или губернатор слабый, там и дороги негодные. Но на прямой вопрос: почему у русских так плохо с дорогами и есть ли хоть какая-нибудь надежда, вдруг вспылил.

— Хорошие мы, русские, дороги делаем! — воскликнул Кац. — Не хуже европейцев. Да только в экономике все дело. Я в свое время был в Канаде, там, знаете, какие нормативы — основание 50 см бетона, потом сантиметров 40 нижнего слоя и 10 верхнего. А у нас в проектах 20 — 30 см щебенки, 6 см нижнего слоя и 5 верхнего. Все время экономим деньги. А сейчас вообще бюджеты дорожные сократили чуть ли не на треть.

— То есть у вас стало меньше заказов.

— Не-е-ет (смеется), меньше не стало. Государство хочет и рыбку съесть… Они желают и километры получить, и заплатить поменьше. В прошлом году, например, давали 100 миллионов на три километра, а в этом хотят, чтоб построили 10 километров за 70 миллионов. Проектировщики колдуют, в сметах волшебно уменьшается толщина покрытия. Так что если мне дадут заказ с 3 сантиметрами покрытия, никакие кадры меня не спасут — это будет хреновая дорога.

Епископ Бежецкий и Весьегонский Филарет пытается убедить местных жителей, что строить нужно на совесть. На века.источник: s10.stc.all.kpcdn.net
Епископ Бежецкий и Весьегонский Филарет пытается убедить местных жителей, что строить нужно на совесть. На века.

ВМЕСТО ПОСЛЕСЛОВИЯ

Живем одним днем: там заплатку поставили, здесь залатали…

Из разговора с Кацем тихо выходило, что его 9 «вечных» километров так и останутся памятником, да и вообще вся эта история с «европеизацией» российских дорог походила на лесковского «Левшу». Помните? «Скажите государю, что у англичан ружья кирпичом не чистят: пусть чтобы и у нас не чистили, а то, храни Бог войны, они стрелять не годятся, — внятно выговорил Левша, перекрестился и умер… Государю так и не сказали».

Но так ли? Вдруг есть в самом русском человеке что-то такое, с хорошими дорогами несовместимое? Перед отъездом из старинного Бежецка зашел в местную церковь. Перед храмом кипела стройка. Церковь блестела свежей краской. Площадь асфальтировала большая бригада рабочих. За ними хмуро наблюдал Филарет, епископ Бежецкий и Весьегонский.

— Есть тут жители, кто говорит: зачем такой дорогой ремонт храма, зачем купола красите, зачем капитальный ремонт площади, бросили бы асфальт и все! — грозно выговаривал мне епископ, словно и я был из тех же смутьянов. — Кричат. Хамят даже. А этот асфальт «брошенный» завтра слезет. Каждый год бросать — себе дороже. Дескать, люди в бедности, а тут роскошь… Думаю, люди привыкли жить так — стояли у храма гнилые сараи с забулдыгами, дело привычное, так исстари жили. Там заплатку поставили, здесь что-то починили… Словно живут люди одним днем. Дескать, и так сойдет.

— И что делать, владыка? — спрашиваю.

— Строить! — грозно сказал Филарет. — На совесть. На века. Как Серафим Саровский канавку зимой копал (Святая канавка Богородицы в Дивеево). Ему говорили, зачем! Дождись весны. А он — «хоть на один аршин, хотя бы на пол-аршина» нужно делать работу. Главное, не останавливаться.
Добавил sant sant 31 Августа 2016
проблема (1)
Комментарии участников:
sant
+1
sant, 31 Августа 2016 , url
эпично! и что там с Платоном?! а с Автодором?
Думка
+2
Думка, 31 Августа 2016 , url
Подобная ситуация на границе Тверской и Московской областей на дороге между Калязинским и Талдомским районами — там на протяжении десятилетий подобная ровная линия на асфальте проходит, с границей не ошибешься.
sant
+1
sant, 31 Августа 2016 , url
Кац постарался? )
Думка
0
Думка, 31 Августа 2016 , url
Калязинские дорожники видимо себе таким образом зарабатывают, в Московской области такие слабости себе не позволяют. Ну по крайней мере на данном участке :)
dbond
+1
dbond, 31 Августа 2016 , url
Дорогу до аэропорта Домодедово и Рублево-Успенское шоссе немцы строили. Домодедовская трасса лет 10 точно продержалась. Да, что там немцы. Вот римляне строили, фундамент на 2 метра вниз, до сих пор некоторые участки живы, сам видел.
dinga
0
dinga, 31 Августа 2016 , url
100%
Римские акведуки выносят мозг, сколько их вижу, когда на море езжу в районе Кейсарии, римских поселений. До Империи шли, тысячи километров!
Больше 2000 лет, как они это делали без кранов и т.д.!?

Где-то сам фоткал, ща не помню уже, но в гугле вот полно.
источник: lh3.googleusercontent.com

источник: judaea.ru
poizun
+1
poizun, 31 Августа 2016 , url
Возле города Агидель в Башкирии почти такая же дорога стоит, говорят в 90 построили и до сих пор не ремонтировали.
Думка
+1
Думка, 31 Августа 2016 , url
Ну если на то пошло, то в Калининграде железная дорога строилась немцами вопреки нашим гостам и не было там оползней, пока мы не решили трубы заменить и насыпь новую спроектировать. Так местные и говорили: ничего с ней не будет, немцы 50 лет назад еще построили, теперь с оползнями на своих участках, где грунт заменили уже запарились:)
Marlan
0
Marlan, 1 Сентября 2016 , url
По фото разница в покрытии не видна.

На вид гладкая дорога может обладать длинными волнами большой высоты, которые может и не заметны на скорости 80км/час, но на 160 можно и в воздух подлететь.

В то же время дорога которая кажется в куче ям и неровностей вполне может не иметь больших перепадов по высоте, и быть пригодной для езды на скорости 200км/час.

Это я к тому, что по фото не видно. На вид вид качество покрытия вполне позволяет ехать 200, чего не скажешь об извилистости дороги.

Вот кстати, там где нарисована циферка (1) похоже находится бугорок высотой сантиметров 15 (на первый взгляд незаметный). При том находится он на остром повороте. Опасно для езды на большой скорости.
Marlan
+1
Marlan, 1 Сентября 2016 , url
p.s. пару лет назад довелось проехать из Сибири в Питер через Москву — плохих дорог на пути почти не нашлось. Разве что бетонная объездная Москвы была не очень комфортной, и в Тюменской области было местами интересно. А так скукота — тапку в пол и едешь.
rusinvent
0
rusinvent, 1 Сентября 2016 , url
В Красноярске в июне хорошо (ровно) заасфальтировали 800 метров Коммунального моста — над Енисеем. Теперь на этом участке ехать просто удовольствие. А остальную часть моста (ещё 400 метров на о. Отдыха и над Абаканской протокой) так и оставили не ремонтированной.
Но, говорят, что в следующем году начнут делать капитальный ремонт моста и сломают всё покрытие, сделанное в этом году.
X86
0
X86, 1 Сентября 2016 , url
Достаточно в правила строительства дорог добавить норму, что закупкой материалов для строительства занимается не подрядчик, а заказчик. Ситуация будет намного лучше.


Войдите или станьте участником, чтобы комментировать