«Чемодан-вокзал-Россия» — реальность одной латвийской семьи

отметили
69
человек
в архиве
«Чемодан-вокзал-Россия» — реальность одной латвийской семьи
Мы с мужем — экс-владельцы информационно-новостного портала Gorod.lv — год назад приняли решение покинуть Латвию. Уверена, что у многих возникает такое желание, но далеко не каждый готов оставить насиженное место и начать жизнь с нуля. Но те, кто кто в конце-концов решается, чаще всего выбирает Запад. Мы же поехали в Россию…

Необходимая вводная
Объяснять причину отъезда не имеет смысла — большинство и так понимает. Но к общеизвестным причинам — политическим и экономическим, — добавляется и понимание того, что власти Латвии не заинтересованы в том, чтобы вернуть свое население или хотя бы задержать. Кажется иногда даже, что им достаточно 500-700 тысяч населения.
Это замечательная схема, при которой не происходит смены власти; рядом проверенные и преданные чиновники; прикормленный большой бизнес; слишком малый «малый»бизнес; слишком молодые и наивные школьники и студенты; слишком старые и бессильные пенсионеры… Никто не выйдет на акции протеста. А уж как наши правящие хорошо умеют заниматься очковтирательством и приписывать цифры, — чтобы получить еврофонды, а потом благополучно распилить их между собой, — мы все хорошо знаем.
Я по роду деятельности общалась со многими деятелями от разных политических партий и поняла, что все они думают и действуют только в своих интересах, и рассчитывать на кого-либо бессмысленно. А мы со своим СМИ, увы, изменить ситуацию не могли. Тем более, что постоянно ощущали на себе пристальное внимание спецслужб, которым нельзя было давать поводов закрыть издание: за нами стоял коллектив, в основном женщины, которые могли лишиться работы. Правда, от коллектива, увы, все равно ничего не осталось — зато теперь мы знаем, как красиво можно отжать бизнес…
Мы — не мазохисты
У многих возникает вопрос — почему мы выбрали Россию, а не Европу? Не скрою, многие знакомые отговаривали нас от этого шага или предлагали сменить направление. Но выбор наш нельзя назвать чисто эмоциональным, хотя и без этого не обошлось. Ведь понятие морального удовлетворения и комфорта как раз оценивается эмоциями. Так почему все же не Европа?
Большинство из нас имеет родственников, друзей, знакомых, живущих в Англии или Германии. Они восторженно рассказывают, как им там здорово, но стоит копнуть чуть глубже, оказывается, что к ностальгии по родине у них примешивается ощущение дежавю. Короче, мы сделали вывод: не имеет смысла уезжать в страны, где не будет лучше, чем в Латвии. Уточню: в ЛР у нас был свой бизнес, жилье, дача, родные.
Надо понимать, что в Европе мы всегда будем чужими и будем вынуждены принимать их правила, ценности и традиции. Мы — не арабы, которым там везде «зеленый свет» — мы всегда будем вторым сортом. Людям с обостренным чувством справедливости трудно жить в такой действительности — в странах с двойными стандартами, с извращенным понятием демократии, с курсом на вымывание нормальной семьи. Я не готова жить в такой реальности, я не мазохист…
Добавил waplaw waplaw 9 Ноября 2015
проблема (3)
Комментарии участников:
waplaw
+12
waplaw, 9 Ноября 2015 , url
Продолжение:

Полиция нас бережет

Итак, мы выбрали Россию. Прекрасно понимая, что здесь тоже не все будет гладко, готовились к худшему. Хотя и знали на чужом опыте, что Россия — страна с неограниченными возможностями. Если, конечно, не сидеть на месте. Культура, религия и менталитет нам близки, ведь многие латвийцы считают себя русскими или имеют частичку русской крови. Однако, несмотря на географическую близость и общее историческое прошлое, Россия за многие годы стала для нас какой-то далекой и незнакомой. А информация, которой пичкают нас латышские и западные СМИ, так и вовсе пугает.

И все же решение было принято.

Мы выбрали Воронеж — большой город, «миллионник, входящий в топ-100 лучших городов Российской Федерации.

Население самого Воронежа — более миллиона человек, плюс еще область — 1,3 млн. Так что сами понимаете, город с областью на сегодня значительно больше Латвии.

Театр начинается с вешалки, а страна — с границы. Сколько раз приходилось пересекать российско-латвийскую границу — автобусом, поездом, автомобилем, — всегда удивлялась, почему, вопреки общепринятому мнению о хамстве российских служащих, сталкиваюсь совершенно с обратной ситуацией? А на латвийской границе на тебя смотрят как на нарушителя априори. И самое интересное, что такого же мнения придерживается большинство моих знакомых, пересекающих границу.

Нас пугали российскими полицейскими, которые останавливают на дорогах латвийские автомашины с определенной целью. Однако наши сограждане, проживающие в России уже не один год, настоятельно рекомендовали даже не пробовать давать взятки полицейским. А лично нас за несколько месяцев пребывания в России тормознули всего один раз, когда мы реально нарушили ПДД и готовы были заплатить штраф.

Впрочем, полицейский сжалился, ибо понимал, что это была случайность из-за плохой ориентации на воронежских дорогах. Кстати, воронежское движение несравнимо с рижским, оно значительно активнее.

Дороги и поля


Следующая пугалка — это дороги.

От границы России до Воронежа 1100-1300 км, в зависимости от маршрута, так что российские дороги мы повидали — осбенно, если принять во внимание, что за эти 2,5 месяца мы еще дважды приезжали на границу.

Так вот, дороги по качеству, схожие с трассой Рига-Даугавпилс, ремонтируют и довольно быстро. Есть поселковые дороги, до которых руки и техника еще не дошли. Но мы и в Латвии ездили по дорогам, которые в навигаторе обозначаются как шоссе, хотя на самом деле это банальная грунтовка. А если учесть, что территории Латвии и России несопоставимы по масштабу, а в Латвии до сих пор есть дороги, от которых хочентся плакать, то ради справедливости не стоит акцентировать внимание на соломинке в чужом глазу.

В основном дороги, по которым нам приходится ездить, хорошего качества.

Что еще поразило сразу — это обработанные поля вдоль трасс. Деревни, увы, и здесь вымирают. Это объяснимо: люди не хотят жить на селе и копаться в земле, процесс урбанизации идет везде. А те, кто все же остается, работают на фермах или ближайших предприятиях. Одно село — это в среднем 2500 домов: часть из них пусты, а в остальных люди продолжают жить, вести хозяйство и бизнес.

За время проживания в России мы отвыкли смотреть новости: нет желания и времени, но иногда, чтобы быть в курсе событий, заставляем себя посмотреть. В российских новостях, в отличие от латвийских, наряду с проблемными темами много новостей о достижениях в области экономики, культуры, спорта, молодежной политики — там открылось, там построили, там запустили, привели в порядок, отремонтировали… И можно было бы предположить, что это пропаганда, но выходишь на улицу и видишь, как растут многоэтажные дома, торговые центры, видишь пробки на дорогах, людей, выкатывающих тележки из магазинов. Да, в большинстве магазинов Воронежа нет корзинок, есть только тележки!

Первые две недели в магазинах глаза у меня разбегались, а руки загребали с полок все. Но набирать с запасом нет смысла: потом многое перекочевывает в мусорник из-за просроченных сроков годности. Цены на продукты плюс-минус латвийские. Вкусовые качества разные, в основном нам нравится. Часто приходится слышать, что Роспотребнадзор в очередной раз проведя проверку, сделал неутешительные выводы… В такие моменты всякий раз думаю: а проведи в Латвии подоные проверки, останется ли что-то, что можно есть? Дело не в том, что я плохо думаю о латвийских производителях — просто понимаю, как тяжело выжить на маленьком рынке и какая высокая себестоимость у продукции. Латвийскому бизнесу приходится как-то выкручиваться, чтобы хоть немного заработать.

Мы вернулись домой

Конечно, большинство интересует вопрос трудоустройства. Скажу одно — вакансий много. Вопрос в том, кто на что претендует. Все мои знакомые, переехавшие в Россию, довольны. Кто-то приехал на год, на заработки, а уже живет пять лет, перевез семью. Однако, если претендуешь на что-то статусное, не факт, что сможешь заинтересовать работодателя, ведь в Латвии нет крупных предприятий, чтобы получить соответствующий опыт руководящей работы.

Если есть желание открыть свой бизнес, то российские возможности не ограничены территорией, языком и законами — дела ведутся в едином правовом поле. Зарплаты продавца в среднем 300 евро плюс процент. Если ты специалист, то соответственно и зарплата выше.

Как я уже говорила, цены на продукты питания латвийские — что-то дешевле, что-то дороже. А вот коммунальные услуги дешевле значительно. Скажем, в сентябре за квартиру в 53 кв. метра я заплатила 35 евро, включая воду, газ, коммунальные счета, электричество. Интернет вместе с ТВ еще 8 евро. Связь становится дешевле, отходят роуминги.

Что еще есть в России — это бесплатная медицина, стоматология, вплоть до протезирования. Друзья, правда, не рекомендуют бесплатно лечить зубы, пломбы стоят недолго — года четыре. Но никто же не гарантирует, что платно все будет навечно. Суть в том, что есть возможность лечиться бесплатно.

Кстати в России тоже есть программа ренновации домов, правда про нее мало кто знает. Нет нужды ею пользоваться — здесь отапливают так, что тема неактуальна. Программа предполагает не только утепление стен и крыши, но и замену внутридомовых систем и окон с дверями. Причем самое большое, что должны заплатить жильцы — это 5% от стоимости услуг. Есть работы и полностью за счет государства, но тут придется подождать. Эти 5% на многоэтажный многоподъездный дом — сумма смехотворная, ее можно оставить за один раз в продуктовом магазине.

Если у кого-то сложилось впечатление, что в России и в том же Воронеже все идеально, то это неправда. В Воронеже, в частности, проблема с качественной работой коммунальных служб, которые бы создавали чистоту и порядок на улицах города и дворах. Асфальтное покрытие дворов порой, как и в Латвии, оставляет желать лучшего, хотя образовавшиеся ямы стараются засыпать. Не хватает разметок на дорогах, которые значительно облегчают движение, дефицит культуры вождения.

Вывод: спустя два с половиной месяца проживания в России, все члены нашей семьи с первых дней себя почувствовали дома. Возможно, и благодаря людям, которые приняли нас и помогают. Нас пугали, что будут называть латышами-фашистами. Вы знаете, даже никому не интересно, что мы из Латвии, лишь изредка спрашивают: «Ну что, допекли вас там?» Дочь прекрасно приняли в школе, теперь она с удовольствием учится, хоть ей и сложнее после учебы на латышском. Первоначальный восторг сменился рациональным подходом и действиями, направленными на семейное благоустройство и развитие.


Знакомые латвийцы меня спрашивают: «А что будет с вами через пять лет?» Наверняка будут взлеты, падения и снова взлеты. Главное — не опускать руки…

Елена КУРАНОВА,
экс-издатель,
Воронеж-Рига
норд
+18
норд, 9 Ноября 2015 , url
Мы — не арабы, которым там везде «зеленый свет» — мы всегда будем вторым сортом
актуально! :)

yache
+12
yache, 9 Ноября 2015 , url
Лично разговаривал с Еленой, все так, как она пишет… Сложилось впечатление, что Латвии, Литве и Эстонии реально не нужно развиваться… Чем меньше народу, тем лучше…

Нас пугали российскими полицейскими, которые останавливают на дорогах латвийские автомашины с определенной целью. Однако наши сограждане, проживающие в России уже не один год, настоятельно рекомендовали даже не пробовать давать взятки полицейским. А лично нас за несколько месяцев пребывания в России тормознули всего один раз, когда мы реально нарушили ПДД и готовы были заплатить штраф.
Игемон
+13
Игемон, 9 Ноября 2015 , url
Вспоминаю время чубайсовской приватизации. Директора заводов скупали акции, а затем специально банкротили предприятие. Какзалось бы — нонсенс! Но один нюанс: предприятие в центре города. Обанкротили, выкупили за бесценок, теперь получают огромные дивиденты с продажи или аренды земли. Почему вспомнилось? Потому что что-то похожее происходит со странами Балтии. Руководство страны выпоняет заказ Серого кардинала. Что будет дальше — известно только ему. Не могу утверждать 100 пудово, но читал лет десять назад в одной из публикаций, что основную роль в голосовании по отделению Латвии, Эстонии, Литвы сыграли русскоязычные граждане, которые после отделения вдруг стали косноязычными негражданами. За что боролись, на то и напоролись. Тоже жрали печеньки обещаний о прекрасной жизни в ес. Родственница смеялась надо мной: мы скоро будем жить как европейцы… Жалко, умерла в нищете и одиночестве.

KaperDonjon
+7
KaperDonjon, 9 Ноября 2015 , url
А все остальные дифирамбы — всего лишь самооправдание правильности принятого решения.
Это не так. Не буду вдаваться в подробности.
Mopok
+6
Mopok, 9 Ноября 2015 , url
мы можем и вдаться в подробности
но определяющим фактором переезда как я понимаю у нее было все ж не качество жизни так называемое, а родной язык и привычная обстановка вокруг
потому как по возможностям и по качеству жизни если сравнивать варианты переезда из Латвии в более развитые страны Европы и к нам, мы все же проигрываем

вот, кстати, хороший пример, много о чем говорит
Сбербанк в Чехии, ставка ипотечного кредита = 1,99% годовых
www.sberbankcz.cz/ru/individuals/mortgage-loans
а теперь можем дискуссию открыть на тему кому проще заполучить свое жилье — нам или чехам.
bad_santa
0
bad_santa, 9 Ноября 2015 , url
У меня кредит в Латвии 3%
Mopok
+2
Mopok, 9 Ноября 2015 , url
а в России минимальная ставка, которую предлагает сбербанк по ипотеке = 11,4%
почувствуйте разницу
KaperDonjon
+6
KaperDonjon, 9 Ноября 2015 , url
А кто сравнивал переезд в РФ с переездом на запад? (ну если только в языковом и менталитетном аспекте)
Ни кто и не сравнивал.

Фишка в том, что условия жизни в РФ улучшались с каждым годом до 14 года.
(Сейчас тоже улучшаются, но скорее по инерции. Когда правительство откорректирует экономические планы, улучшение продолжится.)
Просто обыватель хорошее забывает быстро, а плохое запоминает надолго. Так его и дурят сейчас наши партнеры. А на самом деле все очень даже неплохо в РФ.
Mopok
0
Mopok, 9 Ноября 2015 , url
автор статьи этот вопрос сама подняла
У многих возникает вопрос — почему мы выбрали Россию, а не Европу? Не скрою, многие знакомые отговаривали нас от этого шага или предлагали сменить направление. Но выбор наш нельзя назвать чисто эмоциональным, хотя и без этого не обошлось. Ведь понятие морального удовлетворения и комфорта как раз оценивается эмоциями. Так почему все же не Европа?
и все дальнейшие аргументы — вроде как в поддержку версии переезда в Россию
KaperDonjon
+7
KaperDonjon, 9 Ноября 2015 , url
Текст перечитай.
Приведеные последущие аргументы это не в пользу выбора России вместо запада, а о том что в РФ вовсе не так плохо жить как многие считают.
Просто многие живя в РФ… чуть… зажрались… И не замечают, что живем то мы вовсе не плохо.
Mopok
0
Mopok, 9 Ноября 2015 , url
что в РФ вовсе не так плохо жить как многие считают
с этим не спорю, но у меня сложилось все-таки впечатление что речь шла о сравнении вариантов уехать туда или сюда
причем с таким манипулятивным приемом
Большинство из нас имеет родственников, друзей, знакомых, живущих в Англии или Германии. Они восторженно рассказывают, как им там здорово, но стоит копнуть чуть глубже, оказывается, что к ностальгии по родине у них примешивается ощущение дежавю. Короче, мы сделали вывод: не имеет смысла уезжать в страны, где не будет лучше, чем в Латвии.
и дальше все скатилось почему-то к сравнению Латвии и РФ, как будто сравнение Германии и РФ или Англии и РФ даст ровно тот же результат
KaperDonjon
+11
KaperDonjon, 9 Ноября 2015 , url
Сравнение РФ и «запада» закончилось на том, что они думают, что на западе они будут людьми второго сорта, а в РФ нет. И между прочим, такие мысли нельзя назвать безосновательными.
Если человек хочет себя чувствовать человеком(может и не без проблем, но человеком), а не сытой скотиной, то это даже выбора не было куда ехать.
Mopok
0
Mopok, 9 Ноября 2015 , url
Сравнение РФ и «запада» закончилось на том, что они думают, что на западе они будут людьми второго сорта, а в РФ нет.
да, дальше идет только сравнение РФ с Латвией
а весь остальной «запад» к Латвии автор статьи мимоходом приравняла

И между прочим, такие мысли нельзя назвать безосновательными.
ну с этого я начал
Просто история человека, который «не нашел себя» там, который чувствовал себя «вторым сортом».
люди, которые себя на западе находят, вполне чувствуют себя нормальными людьми, понимают что деление на «сорта» им навязано и живут не хуже, а зачастую лучше, чем среднестатистический урожденный гражданин той страны
KaperDonjon
+3
KaperDonjon, 9 Ноября 2015 , url
люди, которые себя на западе находят, вполне чувствуют себя нормальными людьми, понимают что деление на «сорта» им навязано и живут не хуже, а зачастую лучше, чем среднестатистический урожденный гражданин той страны
Склонен не согласиться хотя бы из того, что в идеале человек не должен себя чувствовать вторым сортом даже «не найдя себя».
+ ясень пень, что к переехавшему человеку из «противоположного» лагеря ни когда не будет такого отношения, как если бы он переезжал из «своего» лагеря.
Mopok
+3
Mopok, 9 Ноября 2015 , url
Склонен не согласиться хотя бы из того, что в идеале человек не должен себя чувствовать вторым сортом даже «не найдя себя».
в чем-то соглашусь
проблема только в том, что зачастую человек чувствует себя «вторым сортом» не по объективным причинам, а по субъективным. иначе говоря это у него «в голове». многие наши очень богатые люди несмотря на все деньги, чувствуют себя там «вторым сортом» не потому что есть кто-то кто первый сорт, а потому, что там они не могут себе позволить того что могли позволить здесь
они чувствуют себя «вторым сортом» по сравнению с самими собой же здесь
они не могут вгнаглую нарушать правила движения и вообще законы в уверенности что точно откупятся от любых ментов, они не могут «порешать» вопросы, которые здесь решаются за долю малую и т.д… они ВНЕЗАПНО обнаруживают что они такие же как и все остальные, а вовсе не сверхлюди-небожители… вот такая вот печалька

+ ясень пень, что к переехавшему человеку из «противоположного» лагеря ни когда не будет такого отношения, как если бы он переезжал из «своего» лагеря.
за всех говорить не могу, поэтому только скажу про тех моих друзей и знакомых которые уехали и живут в Австралии, Испании, Франции, Германии, Швейцарии и Англии
никде и никогда они не встречали «деления» на свой-чужой «лагерь»… никого это не волнует там
по крайней мере если ты пытаешься придерживаться местных правил, обычаев
может быть если ты попытаешься в какую-нибудь разведслужбу устроиться на работу или в армию это «вылезет», но в обычной жизни не делят они на «свой-чужой», как бы это не казалось отсюда невероятным
fakenews
+3
fakenews, 9 Ноября 2015 , url
Просто обыватель хорошее забывает быстро, а плохое запоминает надолго.

+1 а то что имеют не ценят (бесплатное образование и т.д.)
comander
0
comander, 9 Ноября 2015 , url
емнип ты декларировал желание уехать.
если до сих пор в силе — понятен твой батхерт от статьи.
waplaw
+3
waplaw, 9 Ноября 2015 , url
У меня есть свежие примеры. Две подружки, они между собой не знакомы, два — три года назад уехали в Италию на ПМЖ. Одна на Юг, а другая на Север. Та, которая уехала на Юг сразу купила квартирку и вскоре вышла замуж за местного. Вторая, которая на Севере вышла замуж, но квартиру не покупала. Обе устроились были трудоустроены. Та, которая живет на Севере и работает с мужем в собственном ресторане пока возвращаться не намерена, т.к. дочери надо закончить образование и т.д. по бабскому плану. А вот та, которая и в России была самодостаточной. Заработала здесь на квартиру в Италии и сразу устроилась на работу уже вернулась назад в Москву. Спрашиваю в чем причина. Ответ: нехрена делать в этих деревнях. Полный отстой-застой.
Mopok
+2
Mopok, 9 Ноября 2015 , url
не, уже не в силе, убежать туда где лучше просто
а вот сделать чтобы здесь было хорошо — сложнее
а хочется все-таки чтобы здесь было хорошо
так что нет батхерта
просто сравнение
sever7
+5
sever7, 9 Ноября 2015 , url
Камеры в каждой машине ДПС. Даже пробовать не стоит. Да и не возьмут они. Если только в деревне участковому. Хотя Россия большая, только судят её постоянно по самым худшим показателям.
Mopok
0
Mopok, 9 Ноября 2015 , url
Даже пробовать не стоит. Да и не возьмут они.
это где такие менты-то честные?))
sever7
0
sever7, 9 Ноября 2015 , url
Да мне кажется- во всех крупных городах, где за ними пригляда больше. Я не говорю, что это происходит от их высоких моральных качеств. Просто возможностей мздоимствовать становится меньше. На селе пока с этим попроще. И сам сталкивался — не могу сказать ничего плохого, вроде работают нормально, реально помогают.
comander
+4
comander, 9 Ноября 2015 , url
регулярно за рулем. для проверки документов без повода последний раз останавливали уже не помню когда. года 3-4 назад.
поделись своим опытом — за что тебя остановили и за что вымогали взятку.
treffmans
+2
treffmans, 9 Ноября 2015 , url
соглашусь, примерно два года назад полиционер остановил и страховку посмотрел. и всё.
Mopok
0
Mopok, 9 Ноября 2015 , url
у нас периодически останавливают
в основном если едешь утром в выходные
«не пили вчера?» «точно?»
а документы — так, как повод остановить

а на взятки сами разводить уже да, опасаются
хотя иногда попадаются персонажи «уникальные»… один тут не так давно про обгон на переезде вещал и про то «как решать будем» после того как я его просветил насчет того чем отличается обгон от оперережения он еще долго не мог понять как это так… «ну ты же обогнал»
comander
+1
comander, 9 Ноября 2015 , url
многополосный переезд?
Mopok
0
Mopok, 9 Ноября 2015 , url
полоса одна в каждую из сторон, но широкая… газель опередить можно без проблем
на встречку выезда не было
вот он и чесал репу, пока ему старший не объяснил что я прав и правила учить надо
comander
0
comander, 10 Ноября 2015 , url
Стрендж. ты так и не рассказал когда и за что тебя дпс-ники обидели.
машина то есть?


Войдите или станьте участником, чтобы комментировать