Как живут сербы в Косово и Метохии сегодня
отметили
9
человек
в архиве

Протосингел Андрей (Зайц): У нас хорошо! Если не стреляют, конечно
Впечатляющие виды: крепость царя Душана Сильного на горе, старый город, мосты через Бистрицу, изобилие кафе и сувенирных магазинчиков. Это Призрен, древняя сербская столица. Сербов в ней не видно: после погрома в 2004 году ушли последние. Сербское телевидение сделало фильм «Милица» о единственной сербской семье, оставшейся жить в этом городе. Девочка жила со своей семьей, никуда не выходя из дому. Помню кадр из фильма: Милица молча смотрит из окна на играющих во дворе дома албанских детей, а ее мама плачет.
В наши дни положение несколько изменилось: сербов я всё-таки увидел. Прямо в центре города идут крепкие ребята, человек десять, никого не трогают, даже улыбаются. Я так обрадовался, услышав сербскую речь, что когда подошел к мужикам – почти дар речи потерял. Те насторожились: «Тебе чего?» Взгляды тут же посерьезнели, кулаки сжались, албанские прохожие ускорили шаг. «Да я, это, семинарию ищу. Красиво у вас тут», – промямлил я.
Услышав славянскую речь, хоть и гугнивую, крепкие юноши, кажется, успокоились: «А мы и есть семинаристы! Гуляем. Ты чего заикаешься? Ты кто вообще?»
Было бы это в любом другом сербском, но не оккупированном, городе, сценарий известен: сначала – кафе, потом – снова кафе, потом уже, может быть, и до цели бы добрался. А тут, несмотря на веселое солнце, романтические горы со снежными шапками, лучше побыстрее как-нибудь, не сильно привлекая к своей персоне внимание соседей.
«Мы как раз домой возвращаемся – пойдем, покажем семинарию! Там недавно новый жилой корпус отгрохали, мы в нем и живем – русские из Сретенского монастыря помогли. Заодно с отцом Андреем познакомим, он тебе подробнее всё расскажет». Поднимаемся по узкой улочке к семинарии, ловим не очень приветливые взгляды сидящих в окружающих кафе посетителей, заходим во двор семинарии. «Ну, сейчас-то полегче, – говорят семинаристы. – Раньше было просто опасно».
Протосингел Андрей (Зайц), проректор Богословской семинарии, монах из монастыря Высокие Дечаны, помощник владыки Феодосия, ректора семинарии, встречает с распростертыми объятиями, ведет в кабинет – там уже ждет кофе, чистая вода и ракия с медом. Слышу сзади смущенный говор: «Он что, правда русский, что ли? Оп-па, а я его на «ты» назвал – щас влетит мне от проректора, ой, влети-ит!» – «Мужики, не бойтесь, не выдам: у меня вид в ваших южных широтах самый что ни на есть «тыкающий», галстук не надеваю!» – «Наш человек!» – «А то!»
Мирно беседуем c отцом Андреем, тот улыбается, иногда и смеется – будто никакой оккупации и нет, всё тихо, спокойно, по-доброму. «А если с Богом, то вообще ничего не страшно», – убежден он.
– Я помогаю здесь владыке Феодосию с самого открытия семинарии, с 2007 года.
– Какова сейчас ситуация, в которой находится Призренская богословская семинария? Есть ли провокации? Как идет жизнь у семинаристов?
– Провокации, конечно, есть. Но должен сказать, что они уже не такие активные, как это было раньше, сейчас они носят эпиз
Впечатляющие виды: крепость царя Душана Сильного на горе, старый город, мосты через Бистрицу, изобилие кафе и сувенирных магазинчиков. Это Призрен, древняя сербская столица. Сербов в ней не видно: после погрома в 2004 году ушли последние. Сербское телевидение сделало фильм «Милица» о единственной сербской семье, оставшейся жить в этом городе. Девочка жила со своей семьей, никуда не выходя из дому. Помню кадр из фильма: Милица молча смотрит из окна на играющих во дворе дома албанских детей, а ее мама плачет.
В наши дни положение несколько изменилось: сербов я всё-таки увидел. Прямо в центре города идут крепкие ребята, человек десять, никого не трогают, даже улыбаются. Я так обрадовался, услышав сербскую речь, что когда подошел к мужикам – почти дар речи потерял. Те насторожились: «Тебе чего?» Взгляды тут же посерьезнели, кулаки сжались, албанские прохожие ускорили шаг. «Да я, это, семинарию ищу. Красиво у вас тут», – промямлил я.
Услышав славянскую речь, хоть и гугнивую, крепкие юноши, кажется, успокоились: «А мы и есть семинаристы! Гуляем. Ты чего заикаешься? Ты кто вообще?»
Было бы это в любом другом сербском, но не оккупированном, городе, сценарий известен: сначала – кафе, потом – снова кафе, потом уже, может быть, и до цели бы добрался. А тут, несмотря на веселое солнце, романтические горы со снежными шапками, лучше побыстрее как-нибудь, не сильно привлекая к своей персоне внимание соседей.
«Мы как раз домой возвращаемся – пойдем, покажем семинарию! Там недавно новый жилой корпус отгрохали, мы в нем и живем – русские из Сретенского монастыря помогли. Заодно с отцом Андреем познакомим, он тебе подробнее всё расскажет». Поднимаемся по узкой улочке к семинарии, ловим не очень приветливые взгляды сидящих в окружающих кафе посетителей, заходим во двор семинарии. «Ну, сейчас-то полегче, – говорят семинаристы. – Раньше было просто опасно».
Протосингел Андрей (Зайц), проректор Богословской семинарии, монах из монастыря Высокие Дечаны, помощник владыки Феодосия, ректора семинарии, встречает с распростертыми объятиями, ведет в кабинет – там уже ждет кофе, чистая вода и ракия с медом. Слышу сзади смущенный говор: «Он что, правда русский, что ли? Оп-па, а я его на «ты» назвал – щас влетит мне от проректора, ой, влети-ит!» – «Мужики, не бойтесь, не выдам: у меня вид в ваших южных широтах самый что ни на есть «тыкающий», галстук не надеваю!» – «Наш человек!» – «А то!»
Мирно беседуем c отцом Андреем, тот улыбается, иногда и смеется – будто никакой оккупации и нет, всё тихо, спокойно, по-доброму. «А если с Богом, то вообще ничего не страшно», – убежден он.
– Я помогаю здесь владыке Феодосию с самого открытия семинарии, с 2007 года.
– Какова сейчас ситуация, в которой находится Призренская богословская семинария? Есть ли провокации? Как идет жизнь у семинаристов?
– Провокации, конечно, есть. Но должен сказать, что они уже не такие активные, как это было раньше, сейчас они носят эпиз
Добавил
Дечко 22 Октября 2015

нет комментариев
проблема (1)
Комментарии участников:
Ни одного комментария пока не добавлено