День в истории: 4 октября 2001 г. украинские ПВО по ошибке сбили российский Ту-154. Погибли 78 чел. Никто не наказан

отметили
94
человека
в архиве
День в истории: 4 октября 2001 г. украинские ПВО по ошибке сбили российский Ту-154. Погибли 78 чел. Никто не наказан
4 октября 2001 года с полигона ПВО, расположенного на мысе Чауда, была запущена ракета, которая сбила самолет Ту-154 авиакомпании «Сибирь», следовавший по маршруту Тель-Авив — Новосибирск. Погибли 66 пассажиров и 12 членов экипажа.

В некоторых публикациях проскакивала информация, что ракета была запущена с аналогичного полигона, расположенного на стоящей невдалеке горе Опук, но «компетентные источники» уверили, что это была именно Чауда.
События того дня

04.10.2001 г. в 09.54 московского времени Ту-154 авиакомпании «Сибирь» вылетел из израильского аэропорта Бен-Гурион по маршруту Тель-Авив — Новосибирск.

13.30. Самолет вошел в зону ответственности диспетчерского пункта в Ростове-на-Дону. Все было штатно, самолет шел на высоте 11.110 метров, скорость 850 км в час.

13.44. Лайнер пропал с экранов локаторов. Диспетчеры запросили воздушные суда, находившиеся в том районе. Командир самолета Ан-24 армянской авиакомпании сообщил, что слева от него взорвался самолет, его обломки падают в море. Это подтвердили и пилоты компании «Коми-авиа», также оказавшиеся неподалеку от места трагедии. Все произошло так быстро, что экипаж, находясь на высоте 11 тысяч метров, до падения не успел подать даже сигнал бедствия. Лайнер рухнул в море в 185 километрах от Сочи.

16.20. Сочинские спасатели доложили с вертолета: обнаружены плавающие на воде обломки самолета, одно тело и большое масляное пятно. Разброс обломков — примерно два с половиной километра. По словам начальника ГО и ЧС Краснодарского края Петра Ефремова, самолет упал на глубину двух тысяч метров.

16.45. К месту катастрофы подошел теплоход «Вакулов». Вертолеты поисково-спасательного отряда и спасательной службы аэропорта Сочи возвращаются назад. По их информации на месте падения самолета — большой керосиновый след и множество плавающих тел. Живых на воде не обнаружено.

18.30. На месте катастрофы начаты спасательные работы, из моря поднято несколько мертвых тел.

19.00. Сухогруз «Капитан Вакулов» поднял на борт тела трех женщин и одного мужчины.

19.30. Из воды извлечены тела уже шестерых человек: пяти женщин и одного мужчины.
Расследование

Сразу после катастрофы появилось две основных версии — теракт и случайное попадание ракеты украинской ПВО во время учений на Крымском полуострове.

Девять дней понадобилось государственной комиссии, чтобы установить причину катастрофы самолета Ту-154 над Черным морем. Девять дней обломки авиалайнера исследовали три независимые бригады — российская, украинская и израильская.

Окончание в комментарии
Добавил Stopor Stopor 4 Октября 2015
проблема (1)
Комментарии участников:
Stopor
+12
Stopor, 4 Октября 2015 , url
Окончание

Генералы не хотели признать тот факт, что во время учений ракета С-200 отклонилась от цели и попала в самолет Ту-154. Но все-таки главком ПВО Украины Владимир Ткачев согласился с выводами российской госкомиссии и публично покаялся: «Оценки экспертов и большинство факторов свидетельствуют, что это могла быть наша ракета. Очень жалею, что не смог предотвратить беду и фатальные стечения обстоятельств». А после того, как в Сочи доставили первые обломки самолета и эксперты обнаружили металлические шарики ракеты С-200, стало уже точно ясно, что случилось с пассажирским самолетом и почему он мгновенно пропал с радаров. Комиссия выяснила, что ракета зенитного комплекса С-200 самостоятельно сбиться с данного курса не могла. По заключению специалистов, такая ситуация возможна только при серьезном техническом сбое.

По некоторым данным, во время учений 4 октября произошла нештатная ситуация на полигоне. На несколько секунд без электроэнергии осталась радиолокационная станция, которая осуществляла контроль над полетом ракеты. Скорее всего, во время этого сбоя ракета потеряла учебную цель и самонавелась на пассажирский лайнер. Ракета не врезалась в самолет, а взорвалась над ним где-то в районе салона первого класса. В момент взрыва разрушения самолета не произошло — лишь полная разгерметизация и воспламенение топлива. Экипаж еще около 30–40 секунд сражался за жизнь самолета — в это время бортовой ответчик и радиосвязь работали, хотя радиолокационная засветка борта уже не просматривалась. Пилоты пытались дать свой пеленг через радиопеленгатор. В какой-то момент связь восстановилась — в кабине были слышны крики и какие-то команды. Расследователи разобрали только одно слово «Попало!..» или «Попал!..». Потом в эфире был слышен еще один пеленгационный щелчок — так по давней традиции пилоты прощаются с землей, когда связь уже не работает. После чего, судя по всему, началось динамическое разрушение конструкций — стали отрываться самые тяжелые части: двигатели, киль, плоскости крыльев. Через минуту-другую все было кончено…

Президент Украины Леонид Кучма 10 октября 2001 г. так ответил журналистам на вопросы о причинах авиакатастрофы:

Посмотрите, что творится вокруг в мире, в Европе? Мы не первые и не последние, не надо из этого делать трагедию. Ошибки бывают всюду, и не только такого масштаба, а гораздо большего, планетарного масштаба. Если мы сами себя не опустим ниже цивилизованного уровня, всё будет хорошо. А если мы сами на себя ведро грязи выльем, так милости прошу.

Вечная память жертвам катастрофы и соболезнования родным и близким.
waplaw
+19
waplaw, 4 Октября 2015 , url
Такая оглушительная тишина о рейсе МН-17. Никто не вопит о пророссийских пзрк Бук, а до официальной даты оглашения заключения расследования Нидерландами осталось 11 дней!!!

Это первое, что пришло… Мои искренние соболезнования родственникам погибших в этих катастрофах.

firevoodoo
+9
firevoodoo, 4 Октября 2015 , url
Его ещё и «огласят» где нить на закрытом заседании СБ ООН
rednail
0
rednail, 5 Октября 2015 , url
тогда в 2001 году в том самолете погиб директор ПТУ где я учился.Неплохой дядька был.
Игемон
+13
Игемон, 4 Октября 2015 , url
Такая работа — гражданские самолёты сбивать. Такая страна.

Кирилл Рудаков
+9
Кирилл Рудаков, 4 Октября 2015 , url
Я требую требунал! Как хохлы)))))
proektirovchik
+9
proektirovchik, 4 Октября 2015 , url
История все таки циклична — вчера Ту-154, сегодня МН-17, завтра еще какой нибудь самолет…
Кирилл Рудаков
0
Кирилл Рудаков, 5 Октября 2015 , url
Поэтому нужен требунал что б вы хохлы успокоились.Кучма что дурак, насебя брать отвественность и Путина прикрывать?))))Ты идиот полный))))))Самая жопа вас дураков полно вы можете все ракетные установки ПИО продать ИГИЛ.Вам всё равно сейчас сбивать нечего.
Stopor
+10
Stopor, 4 Октября 2015 , url
модератор модератор, убедительная просьба унять клиента.
Корнеплод
+2
Корнеплод, 4 Октября 2015 , url
Ой, я Вас умоляю! «Двухсотка» его лупанула с одного из краев Крыма. Тогда хохлятская власть первый раз залупилась, и сказала, что в Ашулук не поедет стрелять, а в Крыму учения и стрельбы организует. Настоящие. С помеховой обстановкой. Угу. В Крыму из двухстволки стрелять нельзя, чтобы турка не пристрелить. Тем более, из ПВО-шных ЗРК, и тем более, из «двухсотки». Я когда обломок первый увидал, обалдел.
Корнеплод
+1
Корнеплод, 4 Октября 2015 , url
Дык хохлы же воды в рот набрали про «двухсотку».
vceok
+4
vceok, 4 Октября 2015 , url
Зима скоро, ватник купил?

Амеры сразу сказали что хохлы тушку вальнули, россияни ещё несколько дней говорили, что надо дождаться расследования. А ваш военный потом признал что по ошибки сбили Российский борт.

Зы: минус поставил тебе.
vceok
+5
vceok, 4 Октября 2015 , url
Я тебе ещё минус поставил.
vceok
+4
vceok, 4 Октября 2015 , url
возьми с полки пирожок и молчи дальше
Я опять тебе минус поставил.
vceok
+4
vceok, 4 Октября 2015 , url
ватник — хуита. кому он нужен?
Зря ты так, сейчас осень потом зима, тебе в самый раз понадобится, в окопе то холодно будет. Подумай может купит пока дюже богато стоить не стал.
waplaw
+5
waplaw, 4 Октября 2015 , url
А лыжник с капюшоном?
waplaw
+7
waplaw, 4 Октября 2015 , url
Поздравляю. Вы теперь ватный с головы до пяток.
vceok
+5
vceok, 4 Октября 2015 , url
Ты что тебя так сразу враг заменит и пукан в миг отстрелит. А в ватничке может и за своего примут.
vceok
+5
vceok, 4 Октября 2015 , url
Как же не переживать, кому я тогда буду минусы ставить? Замёрзнуть же, да и минигит веселый парень!
Кирилл Рудаков
0
Кирилл Рудаков, 5 Октября 2015 , url
А смысл базлать как ты? Нам факты надо, а не поддельные фотки в руке у кого то)))))Почему то снимок чёрно белый)))))))
zman
0
zman, 7 Октября 2015 , url
Я глянул статью по andreistp.livejournal.com/5705582.html

1)
По данным контроля российской РЛК «Геленджик» от 4 октября 2001 года в воздушном пространстве за 30 секунд до взрыва наблюдалась ракета 5В28 ЗРК С 200В на расстоянии 50 км от места катастрофы.

В вики же написано:

Согласно анализу данных радиолокационного комплекса «Геленджик» от 4 октября 2001 года, проведённому КНИИСЭ, украинская ракета 5В28 ЗРК С-200В, возможно, соответствующая неизвестному объекту в 50 км от катастрофы, не могла достичь самолёта за 30 секунд[5]

Это подтасовка данных как ни крути. Где находилась ракета доподлинно не известно.

2)
ЗРК С-200 использует пассивную систему наведения ракеты на цель, а ЗРК С-300 использует полуактивную систему наведения ракеты на цель. Это означает что ракета ЗРК С-200 украинских ПВО могла поразить самолет только в том случае, если наземный локатор подсвечивал цель, а как установлено следствием за три минуты до взрыва украинская радиолокационная аппаратура была отключена. То есть получается ракета украинского ЗРК С-200 не была наведена на цель или уже поразила мишень Ту-143 «Рейс».

В вики в статье про С-200

Ракета 5В21А имеет полуактивную головку самонаведения, основным назначением которой является прием отраженных сигналов от цели, автоматическое сопровождение цели по углам, по дальности и скорости до старта ракеты и после её старта до встречи с целью, выработка команд управления на автопилот для наведения ракеты на цель.

Отдельно можно загуглить именно про 5В28 что она тоже с полу-активной системной наведения — pvo.guns.ru/s200/s200.htm — «Управление полетом ракеты и наведение на цель осуществляется с помощью установленной на ней полуактивной радиолокационной головки самонаведения.»

Дальше опять из Вики про С-200

В случае постановки помех, ракета наводится на источник излучения, при этом станция может не подсвечивать цель (работать в пассивном режиме), дальность выставляется вручную. В случаях, когда мощности отраженного сигнала не хватает для захвата цели ракетой на позиции, предусмотрен пуск с захватом цели в воздухе (на траектории).


Статья конечно заставляет задуматься, но в ней заведомо искажены факты…


Войдите или станьте участником, чтобы комментировать