Комментарии участников:
Продолжение:
источник: 3rm.info
«Соблюдение русской земли от беды на востоке, знаменитые подвиги за веру на западе доставили Александру славную память на Руси, сделали его самым видным историческим лицом в нашей древней истории от Мономаха до Донского». (Соловьев, «История России» т.3).
Церковь причислила Александра Ярославича Невского к лику святых. Мощи его в 1724 г. из Владимира были перенесены в Санкт-Петербург в Александро-Невскую лавру, где почивают и поныне.
В 1725 году императрица Екатерина I учредила орден Александра Невского – одну из высших наград России, существовавших до 1917 года . А в 1942 году во время Великой Отечественной войны был учрежден советский орден Александра Невского (единственный советский орден, названный именем деятеля эпохи русского средневековья). Им награждались командиры, проявившие личную отвагу и обеспечившие успешные действия своих частей.
Наиболее полным считается описание Александра Невского в книге из серии “Жизнь Замечательных Людей”, “Александр Невский” автора В. Пашуто. В этой книге Александр предстает перед нами не только, как воин и политик, но, и как образованный человек, ценитель искусства, красоты своего родного отечества, интересам которого он всегда служил.
Личностью-символом нации по результатам народного голосования в рамках телепроекта «Имя Россия» в 2009 году был объявлен именно древнерусский князь Александр Невский, известный всем как одержавший исторические победы над шведскими и тевтонскими рыцарями в 1-й половине XIII в.
Князь Александр Невский был женат:
1) на Александре, дочери Полоцкого князя Брячислава Васильковича;
2) на Вассе.
Дети Александра Невского: Василий, Дмитрий, Андрей, Даниил, Евдокия.
Дни празднования св. Александра Невского:
23 мая — Собор Ростово-Ярославских святых
30 августа — день перенесения мощей в Санкт-Петербург — главный
14 ноября — день кончины в Городце — отменён
23 ноября — день погребения во Владимире, в схиме Алексия
Именем Александра Невского названы улицы, переулки, площади городов России. Ему посвящены православные храмы. Памятники Александру Невскому установлены в Санкт-Петербурге и Петрозаводске.
Между тем на Новгород надвигались и ливонские немцы. Не остановившись на завоевании Прибалтики, они попытались перенести экспансию на новгородские земли. Рыцари-крестоносцы захватили Изборск, затем – Псков. Вся западная часть новгородских владений разорялась немецкими отрядами. Первый удар Александр нанес на Копорье – опорный пункт захватчиков. Крепость, построенная здесь противником, была взята. В 1242 году Александр со своей дружиной, войском из новгородцев и отрядом во главе с братом Андреем, пришедшим на подмогу из Суздальской земли, двинулся на помощь Пскову. Освободив город, Александр направился в Ливонию.
В апреле 1242 года произошла битва на границе с Ливонским Орденом, на Чудском озере, известная как «Ледовое побоище». Эта победа русских войск над рыцарями на льду Чудского озера добавила славы Александру, а его успешные военные действия надолго обеспечили безопасность западных границ Руси.

В том же году немцы прислали в Новгород посольство с просьбой о мире: Орден отказывался от всех претензий на русские земли и просил об обмене пленными. Мирный договор был заключён. После Ледового побоища крестоносцы не беспокоили русские земли 11 лет. Но в 1253 году они нарушили мирный договор и подступили к Пскову, но были отбиты псковичами и подоспевшими на помощь новгородцами. Но опять же ненадолго…Митрополит Кирилл возвестил народу во Владимире о смерти Александра словами: « Какое солнце земли русской зашло…!»
Александр же продолжал княжить в Новгороде, оберегая русские земли от каких-либо набегов с запада. После смерти отца, в 1247 году он вместе с братом Андреем поехал в Орду к Батыю, чтобы получить разрешение на великое княжение. Оттуда они были отправлены к великому хану в Монголию. Откуда вернулись на Русь лишь через 2 года с ярлыками на княжения. В итоге Александр был признан «старейшим» среди русских князей: он получил Киев и «Всю Русскую землю», а владимирским князем стал Андрей. Но Александр не поехал в Киев, сильно пострадавший и потерявший всякое значение после татарского разгрома 1240 года, и продолжал княжить в Новгороде.
Андрей не сумел поладить с татарами, а потому недолго покняжил во Владимире: в 1252 году против него были двинуты татарские войска. Он был разбит и бежал в Швецию. Во время этих событий Александр находился в Орде и получил ярлык на великое княжение Владимирское. С этого времени и до своей смерти он был великим князем Владимирским, оставаясь великим князем Киевским.
Обосновавшись во Владимире, Александр стал таким же оборонителем русской земли от татар, как ранее от шведов и немцев, но действовал иным путем: с одной стороны сдерживал бесполезные восстания своих подданных против татар, с другой – старался покорностью перед ханом доставить возможные льготы русской земле, отдавал много золота в Орду на выкуп пленных. Андрей же вскоре вернулся и сел княжить в Суздале, при посредстве брата получив прощение от хана.
Также Александр предпринял шаги по закреплению за собой прав на Новгород. Ранее новгородское боярство могло приглашать к себе князей из разных русских земель, но Александр установил новый порядок: Новгород признавал своим князем того, кто занимал великокняжеский стол во Владимире. Таким образом, став великим князем Владимирским, Александр сохранил за собой и новгородское княжение. Там он оставил старшего сына Василия, но не в качестве самостоятельного князя, а как своего наместника.
В 1257 г. волнения в Новгороде возобновились вследствие слухов о намерении татар произвести перепись населения для обложения жителей поголовной данью. Сам князь Василий был на стороне новгородцев не хотевших платить. За это Александр отправил Василия в Суздаль, а его советников подверг жестокому наказанию.
В 1258 г. Александр ездил в Орду «чтить» Улавчия, влиятельного ханского сановника. Только в 1259 г. посредничество Александра и слухи о движении татарских полков на Новгород заставили новгородцев согласиться на перепись.
В 1262 г. вспыхнуло восстание против татар во Владимире, Ростове, Суздале, вызванное тяжелыми угнетениями от татарских откупщиков дани. Полки татарские были уже готовы идти на Русскую землю. Тогда Александр вновь поспешил в орду к хану, уже в 4 раз. Он прожил там всю зиму и не только успел отвратить татарский погром, но и выхлопотать у хана освобождение Русской земли от повинности выставлять для татар военные отряды. Это было последним делом Александра: больной он поехал в Орду и на дороге в Городце Волжском скончался 14 ноября 1263 г. по словам летописца «много потрудившись за землю русскую, за Новгород и Псков, отдавая живот свой за правоверную веру».
Приняв схиму под именем Алексия, Александр Невский (14) 21 ноября 1263 года скончался в Городце на Волге и был похоронен (23) 30 ноября в монастыре Рождества Богородицы во Владимире (но по традиции Русской Православной Церкви днем его памяти считается 6 декабря ). В 1724 году по приказу Петра I мощи Александра Невского были торжественно перенесены в Александро-Невскую лавру в Санкт-Петербурге, где почивают и ныне в Троицкой церкви.
«Соблюдение русской земли от беды на востоке, знаменитые подвиги за веру на западе доставили Александру славную память на Руси, сделали его самым видным историческим лицом в нашей древней истории от Мономаха до Донского». (Соловьев, «История России» т.3).
Церковь причислила Александра Ярославича Невского к лику святых. Мощи его в 1724 г. из Владимира были перенесены в Санкт-Петербург в Александро-Невскую лавру, где почивают и поныне.
В 1725 году императрица Екатерина I учредила орден Александра Невского – одну из высших наград России, существовавших до 1917 года . А в 1942 году во время Великой Отечественной войны был учрежден советский орден Александра Невского (единственный советский орден, названный именем деятеля эпохи русского средневековья). Им награждались командиры, проявившие личную отвагу и обеспечившие успешные действия своих частей.
Наиболее полным считается описание Александра Невского в книге из серии “Жизнь Замечательных Людей”, “Александр Невский” автора В. Пашуто. В этой книге Александр предстает перед нами не только, как воин и политик, но, и как образованный человек, ценитель искусства, красоты своего родного отечества, интересам которого он всегда служил.
Личностью-символом нации по результатам народного голосования в рамках телепроекта «Имя Россия» в 2009 году был объявлен именно древнерусский князь Александр Невский, известный всем как одержавший исторические победы над шведскими и тевтонскими рыцарями в 1-й половине XIII в.
Князь Александр Невский был женат:
1) на Александре, дочери Полоцкого князя Брячислава Васильковича;
2) на Вассе.
Дети Александра Невского: Василий, Дмитрий, Андрей, Даниил, Евдокия.
Дни празднования св. Александра Невского:
23 мая — Собор Ростово-Ярославских святых
30 августа — день перенесения мощей в Санкт-Петербург — главный
14 ноября — день кончины в Городце — отменён
23 ноября — день погребения во Владимире, в схиме Алексия
Именем Александра Невского названы улицы, переулки, площади городов России. Ему посвящены православные храмы. Памятники Александру Невскому установлены в Санкт-Петербурге и Петрозаводске.
Светлая память воину и мудрецу! Ему, а не киевскому Владимиру (бабнику и пьянице) следует поставить памятник в Москве.
Многие не согласятся, но княже Александр Ярославович все же больше идея — прототип русских (московских) царей, поздней императоров российских. Потому не могу не упомянуть потомка его и родителя уже другой вещественной и полновесной идеи, истинно положившей начало нашей государственности — Иван Данилович Калита: «На фоне славных дел деда Александра Невского и внука Дмитрия Донского деяния Ивана Калиты кажутся весьма незначительными, а личность – невыразительной. По мнению некоторых историков, Иван Данилович – посредственность, стремящаяся с помощью татар и собственной бережливости лишь увеличить свои владения за счёт своих надменных и нерасчётливых соседей. Другие учёные указывают на результаты деятельности Ивана и его потомков – создание мощного Российского государства с центром в Москве. В их работах Калита превращается в талантливого политика, дипломата, экономиста и психолога, неустанно работавшего на перспективу, закладывая основы будущего могущества Москвы. Кто прав, сказать трудно. Многое зависит от точки зрения исследователя. Вот некоторые мнения известных историков:
Соловьёв С.М.: «С тех пор, говорит летописец, как московский князь Иоанн Данилович стал великим князем, наступила тишина великая по всей Русской земле и перестали татары воевать её. Таково было непосредственное следствие усиления одного княжества, Московского, на счёт всех других; в одном древнем памятнике деятельность Калиты обозначена тем, что он избавил русскую землю от воров (татей) – видно, что предки наши представляли себе Калиту установителем тишины, безопасности, внутреннего наряда, который до тех пор постоянно был нарушаем сперва родовыми усобицами княжескими, потом усобицами князей или, лучше сказать, отдельных княжеств для усиления себя на счёт других, что вело к единовластию.
…Калита умел воспользоваться обстоятельствами, окончить борьбу с полным торжеством для своего княжества и дал современникам почувствовать первые добрые следствия этого торжества, дал им предвкусить выгоды единовластия, почему и перешёл в потомство с именем собирателя Русской земли»
Ключевский В.О.: «Очевидно, политические успехи московского князя освещались в народном представлении содействием и благословлением высшей церковной власти на Руси. Благодаря тому эти успехи, достигнутые не всегда чистыми средствами, стали прочным достоянием московского князя». Ключевский полагал, что все московские князья, начиная с Ивана Калиты, «усердно ухаживали за ханом и сделали его орудием своих замыслов».
Борисов Н.: «Между двух гигантов-бойцов – Александром Невским и Дмитрием Донским – мрачной тенью стоит Иван Калита...»
Подробней: oldru.com/moscow/moscow17.2.htm
Соловьёв С.М.: «С тех пор, говорит летописец, как московский князь Иоанн Данилович стал великим князем, наступила тишина великая по всей Русской земле и перестали татары воевать её. Таково было непосредственное следствие усиления одного княжества, Московского, на счёт всех других; в одном древнем памятнике деятельность Калиты обозначена тем, что он избавил русскую землю от воров (татей) – видно, что предки наши представляли себе Калиту установителем тишины, безопасности, внутреннего наряда, который до тех пор постоянно был нарушаем сперва родовыми усобицами княжескими, потом усобицами князей или, лучше сказать, отдельных княжеств для усиления себя на счёт других, что вело к единовластию.
…Калита умел воспользоваться обстоятельствами, окончить борьбу с полным торжеством для своего княжества и дал современникам почувствовать первые добрые следствия этого торжества, дал им предвкусить выгоды единовластия, почему и перешёл в потомство с именем собирателя Русской земли»
Ключевский В.О.: «Очевидно, политические успехи московского князя освещались в народном представлении содействием и благословлением высшей церковной власти на Руси. Благодаря тому эти успехи, достигнутые не всегда чистыми средствами, стали прочным достоянием московского князя». Ключевский полагал, что все московские князья, начиная с Ивана Калиты, «усердно ухаживали за ханом и сделали его орудием своих замыслов».
Борисов Н.: «Между двух гигантов-бойцов – Александром Невским и Дмитрием Донским – мрачной тенью стоит Иван Калита...»
Подробней: oldru.com/moscow/moscow17.2.htm