Комментарии участников:
Продолжение
Как на деле повлияет прогноз МВФ на позиции рейтинговых агентств?
– Пересмотр рейтингов происходит в соответствии со стандартными процедурами рейтинговых агентств, у каждого по-своему, раз в полгода или раз в квартал, – отмечает руководитель направления «Финансы и экономика» Института современного развития Никита Масленников. – Но я бы поостерегся от уверенности, что рейтинги РФ будут немедленно пересмотрены в лучшую сторону. Дело в том, что на сегодня прогноз по рейтингу России у всех агентств «Большой тройка» негативный. И это сигнал для инвесторов, что резкого улучшения ситуации агентства пока не видят.
Естественно, рейтинговые агентства внимательно отслеживают как доклады Всемирного банка, так и результаты деятельности мониторинговой миссии МВФ. Напомню, что после кризиса 2008-2009 годов МВФ получил международный мандат от G20 на проведение так называемой процедуры «взаимной оценки». Она заключается в масштабном и максимально независимом мониторинге состояния финансовой системы и экономической политики в наблюдаемой стране. Такой мониторинг МВФ ведет не только в отношении России, но и каждой из стран, входящих в G20. И как минимум дважды в год публикует соответствующие отчеты.
Если внимательно посмотреть на содержание заявления МВФ, опубликованного 21 мая, окажется, что фонд не смотрит на российскую ситуацию с большим оптимизмом. Действительно, если в апреле МВФ исходил из того, что падение ВВП РФ по текущему году может составить 3,8%, то сейчас он смягчил оценку – снизил глубину падения до 3,4%. Но, по сути, это значит, что радикальных перемен фонд не видит, и «больной» – российская экономика – по-прежнему остается больным хронически.
При этом особое внимание – и это принципиально для инвесторов, работающих с российскими бумагами – фонд уделил оценке долгосрочных перспектив. И здесь МВФ, не покривив душой, воспроизвел традиционные выводы: падение экономики России будет несколько меньше, чем ожидалось, тем не менее, правительству РФ крайне важно проводить «осмотрительную макроэкономическую политику».
«СП»: – Что это означает на практике?
– Что нужно выходить на нормализацию денежно-кредитной политики. В первую очередь – снижать ключевую ставку, сообразуясь с темпом ослабления инфляции. По мнению МВФ, российское правительство справедливо поступает, используя стимулирующие меры налогово-бюджетного характера. Но здесь тоже крайне важно соблюдать баланс, чтобы не перейти грань, за которой начинается стимулирование инфляции.
МВФ специально обратил внимание, что у правительства РФ отсутствует среднесрочный план налогово-бюджетной консолидации. Раз так – эксперты фонда не могут понять, как будут выглядеть государственные финансы России на горизонте ближайших трех лет. А это автоматически порождает большой знак вопроса у инвесторов, которые намерены приходить в РФ.
Отсюда и прямая рекомендация фонда – сделать налогово-бюджетную политику максимально понятной, и предъявить ее «urbi et orbi (городу и миру)». Надо сказать, ровно накануне правительство РФ в лице Минфина представило ряд новаций по бюджетному планированию в 2016-2018 году. Из них следует, как именно будут сокращаться госрасходы, и как будет повышаться их эффективность. В частности, дискутируется вопрос об индексации пенсий и социальных выплат. Все понимают: индексировать выплаты как раньше, на величину инфляции, сегодня не получится. Однако решения по методологии сокращения до сих пор нет.
Фонд обратил внимание еще на один момент: докапитализацию банковской системы РФ. По мнению фонда, вызывает вопросы эффективность расходования средств, выделяемых правительством на эти цели. Реально, как мы видим, докапитализации пока не состоялось. Деньги из Фонда национального благосостояния получили только «Газпром» и ВТБ, плюс принято решение о перечислении средств 8 системообразующим банкам из 27-и. Этого, по мнению МВФ, недостаточно.
«СП»: – И какой фонд делает общий вывод по России?
– МВФ считает, что, возможно, Россия – в соответствии с собственными прогнозами – начнет выкарабкиваться из рецессии в конце 2015 года, но есть большой вопрос по поводу дальнейших темпов роста ее экономики.
Пока фонд считает, что после рецессии будет стагнация. И эта оценка остается неизменной, поскольку планы правительства РФ относительно структурных реформ для преодоления ограничений, обозначившихся еще на рубеже 2013 года, не выглядят для МВФ убедительными. По мнению фонда, нужны не только планы, но и политическая воля для их реализации.
Именно так выглядит диагноз МВФ. На мой взгляд, выводы фонда по большому счету мало отличаются от выводов рейтинговых агентств, которые делались на протяжении последних четырех месяцев. Поэтому, повторюсь, я бы не надеялся на скорый пересмотр суверенных рейтингов РФ…
– Прогнозы МВФ или Всемирного банка заслуживают внимания, но я бы не придавал им буквального значения, – считает научный руководитель Национального исследовательского Университета – Высшая школа экономики Евгений Ясин. – Эти прогнозы достаточно часто меняются, тогда как рейтинги – вещь более долгосрочная.
На мой взгляд, российское правительство, обращая сейчас внимание на прогноз МВФ, хочет подчеркнуть, что действует правильно, и что мы можем больше доверять ему. Это доверие позволяет российскому кабмину быть более свободным в экономической политики, – например, не снижать некоторые статьи расходов. В результате, не исключено, мы окажемся в следующей полосе ухудшения. И тогда правительство будет уже привычно ругать МВФ.
На деле, это естественное поведение кабмина – акцентировать внимание на хорошие прогнозы. И я бы не судил за это правительство. Беда в том, что надеяться на прогнозы мало, нужно еще многое делать для улучшения экономической ситуации. И вот здесь я бы на серьезные изменения не рассчитывал. Самые сложные задачи и трудности, которые стоят перед нами в реальной экономике – еще впереди…