Комментарии участников:
Идее об объединении всего расследования под одно крыло уже 12 лет — впервые ее предложил еще в 2003 году работавший тогда заместителем руководителя администрации президента Дмитрий Козак.
— Тогда эта идея не нашла поддержки у глав МВД — Бориса Грызлова, Федеральной службы безопасности (ФСБ) — Николая Патрушева, прокуратуры — Владимира Устинова и ФСКН — Виктора Черкесова. Никто из силовиков не хотел, чтоб его ведомство лишилось функций следствия, — вспоминает собеседник в администрации президента. — Создать Объединенный следственный комитет в 2003 году хотел только Дмитрий Козак, так как он сам и собирался возглавить новое силовое ведомство.
Однако вновь о создании Объединенного следственного комитета заговорили в 2007 году, после того как Владимир Путин подписал указ о создании Следственного комитета при Генпрокуратуре. Согласно указу, именно СКР поручалось следствие, а у прокуратуры оставили только надзорные функции. Но 7 лет назад против создания следственного «монстра» выступили глава ФСБ Николай Патрушев и МВД Рашид Нургалиев.
Однако в очередной раз об идее Объединенного следственного комитета вспомнили в прошлом году. Его создание поддержал Совет безопасности России, однако предложил отсрочить появление новой силовой структуры до 2017 года — из-за отсутствия сейчас в казне необходимых средств. По подсчетам авторов законопроекта, создание единого следственного комитета обойдется бюджету почти в 100 млрд рублей. В новую структуру на работу должны будут перейти около 25 тыс. следователей МВД и 2,5 тыс. из ФСКН. Как отмечает собеседник «Известий» из администрации президента, идею объединения следственных органов поддерживают глава МВД Владимир Колокольцев и ФСКН Виктор Иванов.
Что касается следствия в ФСБ, то его оставят в том же виде — на этом настаивает глава контрразведки Александр Бортников.
— С фээсбэшным следствием слияния не будет, они по-прежнему будут сами проводить расследования, поскольку речь идет о безопасности страны, — говорит собеседник в СКР.
Идею объединения следователей силовики оценивают по-разному.
— Объединение следователей по профессиональному признаку вообще выглядит странно, ведь вслед за этим может возникнуть идея объединить и всех оперативников, — возмущается один из генералов МВД. — Полицейские следователи находятся при МВД, для того чтобы вместе с оперативными службами работать на выполнение общей задачи — борьбы с преступностью. А при создании Объединенного следственного комитета кто будет осуществлять оперативное сопровождение дел?
Адвокат Александр Островский говорит, что силовики хорошо знают негативный опыт соседей из Казахстана, которые тоже в свое время объединяли следствие, а потом отказались от этой практики.
— В 1990-х годах в Казахстане создали Государственный следственный комитет. Сначала этот комитет потребовал себе оперативников, затем информационно-аналитический центр, потом следственные изоляторы и в конце концов превратился в еще одно параллельное МВД, после чего его и решили упразднить, — рассказывает Островский.
В пресс-службах МВД, СКР и ФСКН от официальных комментариев об объединении следствия отказались до подписания соответствующего указа президента.
Экс-замгенпрокурора Исса Костоев считает, что объединение следствия пойдет на пользу обычному гражданину, а главное — борьбе с преступностью.
— Такое объединение позволит более оперативно бороться с преступностью и контролировать самих следователей, — считает Костоев. — Сейчас следователи различных правоохранительных органов находятся фактически под разным прокурорским надзором. Перед надзирающей прокуратурой работники следствия СК и следователи МВД оказываются не в одинаковом положении. Над последними у прокуратуры больше власти, хотя и те и другие руководствуются едиными нормами процессуального права.
По словам Костоева, в России до сих пор сохраняется территориальный принцип построения следственных органов, когда в одном и том же районе есть и следственный комитет, и следственный орган МВД.
— И везде есть свои начальники отделов и их многочисленные заместители. И это, естественно, дублирует функции, — добавляет он.
Адвокат Владимир Жеребенков убежден, что если уж объединять следствие, то одновременно с этим нужно усиливать и надзорные функции над этой структурой.
— Чтобы система не была неуправляемой и бесконтрольной, должен быть серьезный надзор со стороны Генпрокуратуры, причем начинаться он должен не на стадии передачи дела в суд, а на момент возбуждения уголовного дела, — говорит Жеребенков.
— Тогда эта идея не нашла поддержки у глав МВД — Бориса Грызлова, Федеральной службы безопасности (ФСБ) — Николая Патрушева, прокуратуры — Владимира Устинова и ФСКН — Виктора Черкесова. Никто из силовиков не хотел, чтоб его ведомство лишилось функций следствия, — вспоминает собеседник в администрации президента. — Создать Объединенный следственный комитет в 2003 году хотел только Дмитрий Козак, так как он сам и собирался возглавить новое силовое ведомство.
Однако вновь о создании Объединенного следственного комитета заговорили в 2007 году, после того как Владимир Путин подписал указ о создании Следственного комитета при Генпрокуратуре. Согласно указу, именно СКР поручалось следствие, а у прокуратуры оставили только надзорные функции. Но 7 лет назад против создания следственного «монстра» выступили глава ФСБ Николай Патрушев и МВД Рашид Нургалиев.
Однако в очередной раз об идее Объединенного следственного комитета вспомнили в прошлом году. Его создание поддержал Совет безопасности России, однако предложил отсрочить появление новой силовой структуры до 2017 года — из-за отсутствия сейчас в казне необходимых средств. По подсчетам авторов законопроекта, создание единого следственного комитета обойдется бюджету почти в 100 млрд рублей. В новую структуру на работу должны будут перейти около 25 тыс. следователей МВД и 2,5 тыс. из ФСКН. Как отмечает собеседник «Известий» из администрации президента, идею объединения следственных органов поддерживают глава МВД Владимир Колокольцев и ФСКН Виктор Иванов.
Что касается следствия в ФСБ, то его оставят в том же виде — на этом настаивает глава контрразведки Александр Бортников.
— С фээсбэшным следствием слияния не будет, они по-прежнему будут сами проводить расследования, поскольку речь идет о безопасности страны, — говорит собеседник в СКР.
Идею объединения следователей силовики оценивают по-разному.
— Объединение следователей по профессиональному признаку вообще выглядит странно, ведь вслед за этим может возникнуть идея объединить и всех оперативников, — возмущается один из генералов МВД. — Полицейские следователи находятся при МВД, для того чтобы вместе с оперативными службами работать на выполнение общей задачи — борьбы с преступностью. А при создании Объединенного следственного комитета кто будет осуществлять оперативное сопровождение дел?
Адвокат Александр Островский говорит, что силовики хорошо знают негативный опыт соседей из Казахстана, которые тоже в свое время объединяли следствие, а потом отказались от этой практики.
— В 1990-х годах в Казахстане создали Государственный следственный комитет. Сначала этот комитет потребовал себе оперативников, затем информационно-аналитический центр, потом следственные изоляторы и в конце концов превратился в еще одно параллельное МВД, после чего его и решили упразднить, — рассказывает Островский.
В пресс-службах МВД, СКР и ФСКН от официальных комментариев об объединении следствия отказались до подписания соответствующего указа президента.
Экс-замгенпрокурора Исса Костоев считает, что объединение следствия пойдет на пользу обычному гражданину, а главное — борьбе с преступностью.
— Такое объединение позволит более оперативно бороться с преступностью и контролировать самих следователей, — считает Костоев. — Сейчас следователи различных правоохранительных органов находятся фактически под разным прокурорским надзором. Перед надзирающей прокуратурой работники следствия СК и следователи МВД оказываются не в одинаковом положении. Над последними у прокуратуры больше власти, хотя и те и другие руководствуются едиными нормами процессуального права.
По словам Костоева, в России до сих пор сохраняется территориальный принцип построения следственных органов, когда в одном и том же районе есть и следственный комитет, и следственный орган МВД.
— И везде есть свои начальники отделов и их многочисленные заместители. И это, естественно, дублирует функции, — добавляет он.
Адвокат Владимир Жеребенков убежден, что если уж объединять следствие, то одновременно с этим нужно усиливать и надзорные функции над этой структурой.
— Чтобы система не была неуправляемой и бесконтрольной, должен быть серьезный надзор со стороны Генпрокуратуры, причем начинаться он должен не на стадии передачи дела в суд, а на момент возбуждения уголовного дела, — говорит Жеребенков.