Комментарии участников:

Цели программы:
выявление и измерение уровня индивидуальных и страновых различий в объеме приобретаемых компетенций, определяющим успешность индивидуального и общественного развития;
оценку степени влияния приобретенных профессиональных компетенций на результаты социального и экономического развития как на индивидуальном, так и более агрегированном уровне;
измерение эффективности систем образования и профессиональной подготовки с точки зрения взращивания необходимых компетенций;
содействие в поиске и уточнении политических рычагов (механизмов, инструментов), способствующих повышению качество приобретаемых профессиональных компетенций.
Структура оценки (методология) программы. Планируется, что первый этап программы будет состоять из следующих компонентов:
Прямая/непосредственная/целевая оценка (Direct Assessment, DA):
Тест-указатель (Locator test)
Тест-анкета (Paper and pencil delivered test)
Компьютерное тестирование (Computer delivered test)
Измерение общих профессиональных навыков с помощью подхода, основанного на оценке профессиональных требований (Job Requirement Approach, JRA)
Анкета основных характеристик (Background Questionnaire, BQ):
Вопросник индивидуальных характеристик респондента (Individual level questionnaire)
Вопросник системных (институциональных) связей респондента (System level questionnaire)

Исследователи оценивали три основных момента: (1) грамотность в области чтения, (2) математическая грамотность и (3) уровень владения компьютером и информационно-коммуникационными технологиями.
С этой целью были протестированы 157 тыс. жителей разных стран в возрасте от 16 до 65 лет, включая 5 тыс. россиян. И что же оказалось? На фоне 15% населения Земли, едва способных читать, мы показали отличные результаты, обойдя такие страны, как Южная Корея, Австралия, США и Словения.
Так, по грамотности в области чтения наши результаты статистически значимо выше средних по ОЭСР — 275 баллов против 273 (выше у Японии — 296, Финляндии — 288 и Нидерландов — 284). Та же картина по математической грамотности: наши 270 баллов против 269 по ОЭСР (на первом месте снова японцы — 288 баллов, на втором финны — 282 и на третьем бельгийцы — 280). А вот по третьему параметру мы чуть-чуть отстаем. 40,5% взрослых россиян находится на нижнем уровне по шкале компетенций. Высокий же уровень показали лишь 25,9%, а это чуть ниже, чем в развитых странах мира.
Правда, сегодня ИКТ-компетенции являются ключевыми, подчеркнул руководитель российской части проекта Олег Подольский. Однако и при таком раскладе картинка грамотности россиян оказалась для большинства экспертов нечаянной радостью:
— Исходя из результатов последних исследований PISA (международное тестирование навыков грамотности школьников и умения ее применять. — «МК»), полученные данные оказались совершенно неожиданными, — признала руководитель центра оценки качества образования Института содержания и методов обучения Галина Ковалева. — Мы ожидали более низких результатов.
Впрочем, радость — не единственное, что экспертное сообщество вынесло из исследования. Его итоги еще предстоит осмыслить. Например, тот факт, что женщины нашей страны показали несоизмеримо лучший результат, чем мужчины, — причем по всем параметрам, включая компьютерный (по грамотности в области чтения — 282 балла против 278, по математической грамотности — 275 против 274, по решению задач в технологически насыщенной среде — 285 против 281). Или провал всех показателей у поколения, которому сейчас 30—34 года — выпускников школы времен перестройки.
Хорошо бы, конечно, пойти по пути англичан, которые, получив итоги первых — провальных — исследований 1990-х годов, тут же создали специальное Агентство по навыкам и до сих пор ежегодно инвестируют в развитие компетенций миллионы фунтов.
Но пока Минобрнауки устами директора департамента Натальи Золотаревой заявило, что придает огромное значение исследованию и намерено взять в работу его итоги.