![Пенсии закопают под шпалы (ОАО «РЖД» хочет использовать деньги стариков на строительство нерентабельных дорог)]()
РЖД предлагает правительству большой выбор плохо окупаемых проектов — финансировать их придется и из пенсионных накоплений. Экономически эффектиные дороги РЖД построит сама, а те, что будут профинансированы за счет средств Фонда национального благосостояния, могут дать только «общеэкономический эффект». Всего строительство новых дорог потребует от 4,5 трлн руб до 8,3 трлн
По оценке Минэкономразвития, объем перевезенных по рельсам грузов к 2020 году увеличится на четверть, а железнодорожная инфраструктура уже работает на пределе возможностей. Настало время для грандиозных строек, которые решат эту проблему, уверены в ОАО «РЖД» и Минтрансе.
Проекты в железнодорожном транспорте разбили на несколько групп.
За свой счет РЖД готова финансировать только стройки, окупаемые не более чем за 15 лет.
На низкоокупаемые (в срок до 30 лет) проекты монополия планирует направить пенсионные накопления россиян, управляемые сейчас Внешэкономбанком.
Средства из Фонда национального благосостояния пойдут на явно неокупаемые проекты, отдачу от которых государство получит за счет «общеэкономического эффекта». А новые производственные площадки инвесторы будут подключать к железной дороге за свой счет.
Три источника инвестиционного бюджета РЖД
1 апреля РЖД подготовили и отправили в правительство новый вариант генсхемы развития железных дорог. На основе подготовленного РЖД проекта, как рассказал «Финмаркету» источник в правительстве, сверстаны два варианта инвестиционного бюджета:
минимальный (консервативный сценарий) — на 4,5 трлн руб. (без учета строительства высокоскоростных магистралей и организации интермодального движения). Дефицит собственных средств РЖД для реализации этого минимального плана составляет 1,3 трлн руб., в том числе по проектам развития, то есть некоммерческим — 0,5 трлн руб.;
максимальный (инновационный сценарий) — на 8,3 трлн рублей (и здесь дефицит РЖД, похоже, превысит 5 трлн).
Прежняя редакция генсхемы требовала инвестиций в 4,1 трлн руб.
Все инвестиционные проекты РЖД разбиты на три группы по уровню окупаемости: окупаемые, окупаемые только с учетом общеэкономического эффекта, неокупаемые в принципе. От того, в какую группу попал проект, зависят источники его финансирования.
1. За свой собственный счет и привлеченные заемные средства (кредиты, рублевые облигации и еврооблигации) РЖД готово финансировать только проекты, окупаемые на горизонте 10-15 лет.
2. Под проекты с окупаемостью в 15-30 лет предполагается привлечь нерыночные инструменты господдержки в виде инфраструктурных облигаций, на выкуп которых должны быть направлены пенсионные накопления, находящиеся под управлением Внешэкономбанка. Пока на реализацию проектов с низкой окупаемостью будет привлекаться по 100 млрд руб. ежегодно в течение 2013-2015 годов. Почти треть из них предполагается направить на обновление тягового подвижного состава (ранее на эти цели РЖД запрашивало на три года 300 млрд руб……