Протоиерей Георгий Митрофанов: высказывания отца Всеволода Чаплина оскорбляют православного христианина во сто крат больше, чем акция «Пусси Райот»

отметили
88
человек
в архиве
Протоиерей Георгий Митрофанов: высказывания отца Всеволода Чаплина оскорбляют православного христианина во сто крат больше, чем акция «Пусси Райот»
Почему РПЦ стала средоточием громких скандалов и чем это грозит обществу, рассуждает петербургский православный историк, философ, публицист, преподаватель петербургской православной Духовной академии протоиерей Георгий Митрофанов.

Комментируя создание движения «крестоповальщиков» и «православных дружин», срывающих «богохульные» футболки с прохожих, правозащитники опасаются, что инициативы этих двух радикальных движений могут вылиться в кровавые общественные столкновения.

— Сам факт подобного рода мероприятий говорит о том, что ни та, ни другая сторона по-настоящему всерьез не продумывает свои позиции — ни мировоззренческие, ни нравственные. Утешает лишь то, что наше общество сейчас хотя и пребывает в состоянии раздражения, но в то же время настолько захвачено усталостью, безверием и, в общем-то, конформизмом, что дальше проявления какого-то мелкого бытового хулиганства эти движения не пойдут. Даже в столкновениях между собой. Но если говорить по существу, то сегодня мы видим, насколько же измельчала духовная и, я даже бы сказал, мировоззренческая жизнь наших современников! Если сравнить нынешних «крестоповальщиков» с подлинными народовольцами 70-х годов позапрошлого века, то нельзя не поразиться дистанции огромного размера, существующей между ними. Если же говорить о так называемых православных народных дружинах, то простите, но мне в голову приходит аббревиатура из нашего недавнего советского прошлого – ДНД — добровольные народные дружины, которые наш же народ расшифровывал как «дуракам нечего делать». И ничего, кроме глубокого разочарования, я в данном случае испытать не могу. Все происходящее свидетельствует о том, что мы очень поверхностно, очень внешне воспринимаем и религиозную, и нравственную, и политическую жизнь.

— А как воспринимают религиозную жизнь в сегодняшней России сами церковные деятели?

— Если говорить о православной церковной среде, все свидетельствует о том, о чем я уже не раз говорил, — о глубоком забвении Христа нашими православными христианами. Вы можете представить себе подобного рода православную народную дружину, таскающую за бороды фарисеев во времена Иисуса Христа?.. Все происходящее показывает, что даже в нашей церковной среде светские, советские стереотипы давно уже заменили элементарные представления о том, что же такое вера Христова.
Добавил HUKS HUKS 4 Сентября 2012
проблема (4)
Комментарии участников:
HUKS
+8
HUKS, 4 Сентября 2012 , url
— Но ведь именно под знаменем защиты веры от светского «кощунства» и выступают в последние месяцы с громкими заявлениями такие известные церковные деятели, как протоиерей Всеволод Чаплин, который объявил действия «православных дружинников» шагами в правильном направлении.

— Я не побоюсь выразиться, может быть и резко, но с моей точки зрения православного священника, высказывания отца Всеволода Чаплина оскорбляют православного христианина во сто крат больше, чем акция «Пусси Райот». И это происходит систематически! «Пусси Райот» выскочили один раз и сгинули, а отец Всеволод Чаплин постоянно проявляется, и любое его выступление заставляет меня краснеть за нашу Русскую православную церковь.

— Но ведь эти заявления очень многие люди воспринимают как едва ли не официальную позицию РПЦ.

— Видимо, должность отца Всеволода Чаплина приводит наше общество к убеждению в том, что его высказывания — это голос всей Русской православной церкви, что не является таковым на самом деле.

— Но почему тогда позиция не встречает достойной оппозиции внутри самой церковной организации? Почему среди других священнослужителей в России у него так мало оппонентов? Почему их голоса практически не слышны?

— Трудно сказать, почему это происходит. Но отец Всеволод Чаплин еще и потому периодически и даже очень часто высказывает умопомрачительные свои суждения, что он уже давно оторвался от реальной жизни. Вся его жизнь прошла в синодальных отделах, не было опыта настоящего — приходского пастырского. У него не было опыта преподавания в духовных школах, гимназиях, он всю жизнь был функционером. И вот это пространство Интернета, пространство СМИ постепенно стало заменять для него ту самую реальную русскую жизнь — и церковную, и не церковную, — по поводу которой он высказывается. Это не жизнь – это имитация жизни. Выступая в средствах массовой информации часто и по разным поводам, очень легко заниматься этой самой имитацией. Она может выглядеть очень впечатляюще. Но от этого не становится настоящей, относящейся к реальной жизни. Я вот, например, будучи уже четверть века и преподавателем духовных школ, и священником, могу сказать, что уж никак не «Пусси Райот» являются главной проблемой нашей церковной жизни, никак не педофилические наклонности в творчестве Маркеса и Набокова являются проблемами нашей духовной жизни и разрушают основы нашего общества. И когда я слышу такие слова из уст священника, у меня возникают два объяснения: либо он просто неадекватен, либо это циничный постмодернизм, за которым на самом деле скрывается глубинное равнодушие к проблемам реальных людей.

— Если говорить о проблемах реальных людей, в частности об уже упомянутых участницах группы «Пусси Райот», как вы оцениваете вынесенный им приговор? И как вы оцениваете реакцию на него со стороны РПЦ?

— Наша официальная реакция последовала где-то часа через полтора после вынесения приговора. Тогда Высший церковный совет сделал свое заявление, в котором говорилось, что все произошедшее (суд и вынесение приговора) в принципе правильно, но в общем и целом надо бы проявить милосердие. Какое именно милосердие – сказано не было. Для меня это заявление показалось в высшей степени запоздалым и, мягко говоря, двусмысленным. Я еще в апреле, обсуждая эту тему, предлагал, как мне казалось тогда, самый приемлемый для нашей официальной церковной позиции вариант: предложить освободить этих трех плясуний под залог, дабы вернуть двух матерей их детям. Если бы они приняли подобное предложение со стороны церкви, они бы тем самым понесли свое покаяние; если бы не приняли, то продемонстрировали свое неприятие. Но церковь бы сделала то, что от нее всегда требуется в подобных ситуациях. Ведь что произошло: они действительно вольно или невольно оскорбили Господа. Господь милосерден. Что же касается нас, его служителей, мы вправе напоминать людям, даже оскорбляющим Бога, что Господь милосерден и мы готовы проявить это же самое милосердие. И вообще я не могу понять, почему потерпевшими в этой истории объявлены охранники? Они ведь скорее — должностные лица, причем, судя по всему, плохо исполнявшие свои обязанности… Вывод таков — по существу в пустяковой истории мы споткнулись и грохнулись громко и прилюдно наземь с нашей официальной позицией. И здесь велика вина всех тех, кто дерзает выступать от имени всей РПЦ в силу своих должностных полномочий.

— Критики РПЦ все чаще применяют к ней понятия, которые раньше в общественном сознании были связаны с церковью католической. Причем с самыми сомнительными периодами ее истории: инквизиция, охота на ведьм, индекс запрещенных книг. Только что глава церковного отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями протоиерей Димитрий Смирнов горячо подержал выдвинутую сотрудником Института российской истории РАН Владимиром Лавровым идею проверить сочинения В. И. Ленина на экстремизм.

— У меня уже давно такое ощущение, что мы освоили для себя роль не пастырей, а представителей нового политического агитпропа. Надо заниматься не исследованием книг Ленина на экстремизм, надо заниматься преподаванием основ православной веры. К сожалению, о нашей церковной жизни по-прежнему, два столетия спустя, можно сказать словами Николая Лескова: «Русь крещена, но не просвещена». При чем тут книги Ленина и проверка их на экстремизм? Мы постоянно выискиваем себе поводы для каких-то мероприятий, которые, как нам кажется, могут громко и эффектно отозваться (прежде всего, в политическом плане), и не исполняя при этом своих основных обязанностей.

Я поражаюсь в данном случае отцу Дмитрию Смирнову, настоятелю 8 московских храмов и главе Синодального отдела, который, к слову, до сих пор непонятно чем, по сути, занимается: сейчас, когда обстановка, которая имеет место в вооруженных силах становится все более возмутительной, все более и более безнравственной, я не вижу влияния православной церкви на изменение ситуации в наших войсках. Продолжается безудержное воровство, издевательство над людьми, попрание элементарных прав человеческой личности. Вместо попыток воздействовать на эту ситуацию настоятель нескольких храмов и председатель синодального отдела выискивает что-то в книгах Ленина. Видимо, его, насколько я помню, художественное образование, полученное в советское время, не позволило ему достаточно основательно изучить классиков марксизма-ленинизма, и он решил это компенсировать сейчас…

— На ваш взгляд, может ли внутри самой РПЦ начаться открытая полемика с теми, о ком мы сейчас говорим и кто, по сути, наносит урон авторитету РПЦ?

— Я думаю, что мы наконец должны оставить тот дух триумфализма, который мешал нам видеть себя такими, какие мы есть, прежде всего последние 20 лет. Мы должны отдавать себе отчет в том, что многие изъяны общества — это отражение изъянов церкви. Мы должны начать говорить о своих недостатках сами, с болью, со скорбью, с сокрушением. А не давать возможность говорить об очевидных наших недостатках тем, кому церковь чужда и враждебна. И чем скорее у нас начнется прямая, честная дискуссия о наших проблемах, тем яснее будут люди, заинтересованные в преодолении этих проблем, а не в желании усугубить их до того, чтобы церковь совсем уже распалась, тем скорее начнется церковное возрождение. Сейчас очень часто возникает ощущение, что то, что мы называем «возрождением», представляет собой вырождение. Это будет продолжаться до тех пор, пока принцип «не выносить сор из избы» будет нашей доминантой. И если не делать этого никогда, изба наполнится сором, он начнет вываливаться из окон и дверей, что у нас уже сейчас и начинает происходить.
croatian
+5
croatian, 5 Сентября 2012 , url
РПЦ — бредовая аббревиатура, противоречащая сама себе.

Почему русская, если российская?
Почему православная, если правоверная, или даже ортодоксальная?

Наворовали традиций и обычаев, теперь выдают за своё. Никакого православия в ветхом и новом завете отродясь не было.
wti.ru
+3
wti.ru, 5 Сентября 2012 , url
Вообще то христиан у нас в стране не больше 10%. Остальные буддисты, атеисты, монархисты, мусульмане, сомневающиеся, просто люди с мозгом и т.д

С какого такого перепугу они будут диктовать 90% как им жить?
amartyno
+1
amartyno, 5 Сентября 2012 , url
Вообще то христиан у нас в стране не больше 10%
что за бред?

ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%B5%D0%BB%D0%B8%D0%B3%D0%B8%D1%8F_%D0%B2_%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B8#.D0.9E.D0.B1.D1.89.D0.B5.D0.B5_.D1.87.D0.B8.D1.81.D0.BB.D0.BE_.D0.B2.D0.B5.D1.80.D1.83.D1.8E.D1.89.D0.B8.D1.85

Православие — 75 %

или вы считаете только истовых/воинствующих христиан?
croatian
+8
croatian, 5 Сентября 2012 , url
И кто из них регулярно носит деньги ходит в церковь? Кто хоть раз соблюдал пост? Кто может прожить без алкоголя, сквернословия и плохих мыслей хотя бы день? Вот после этой выборки и получится 10%.

Я даже не говорю о знании истории зарождения данной религии с датами и именами.

amartyno
+1
amartyno, 5 Сентября 2012 , url
видимо надо было всю фразу цитировать, чтобы не было таких комментариев:

Вообще то христиан у нас в стране не больше 10%. Остальные буддисты, атеисты, монархисты, мусульмане, сомневающиеся, просто люди с мозгом и т.д

из этой фразы следует, что 90% — буддисты, атеисты, монархисты, мусульмане, сомневающиеся
это бред

то что вы имеете ввиду — это православных, соблюдающих все основные правила и при этом ещё и деньги платящие (!!! — хз зачем, может их у меня и нет вовсе и, вроде, это не является обязательным условием причастности к христианству), но это лично ваше мнение, таких в религии всегда меньшинство (возможно, за редкими исключениями, которые лишь подтверждают правило) и таких действительно может 10%, а может и меньше, но может и больше (такую статистику никто не ведёт)
Max Folder
+7
Max Folder, 5 Сентября 2012 , url
Ну, это «причисляют себя к православию». Я знаю целую деревню, которая причисляет себя к православию, но их главный религиозный подвиг — нажраться до беспамятства в день деревенского святого.
amartyno
0
amartyno, 5 Сентября 2012 , url
идимо надо было всю фразу цитировать, чтобы не было таких комментариев:

Вообще то христиан у нас в стране не больше 10%. Остальные буддисты, атеисты, монархисты, мусульмане, сомневающиеся, просто люди с мозгом и т.д

из этой фразы следует, что 90% — буддисты, атеисты, монархисты, мусульмане, сомневающиеся
это бред
Max Folder
+1
Max Folder, 5 Сентября 2012 , url
А вы много реально православных людей знаете?
Моя мама крестилась уже в сильно сознательном возрасте, носит крестик и поставила какую-то маленькую иконку. В остальном её жизнь не изменилась — никаких постов, молитв, походов в церковь. Ну смотрит по выходным проповеди Патриарха по ТВ.
Т.е., её нельзя назвать неверующей, но и сильно верующей я её назвать не могу.
Напоминает то, как я в школе состоял в обществе охраны природы — я в общем признавал, что природу надо охранять, платил раз в год сколько-то там копеек взносов, и этим моё членство ограничивалось. Мусор до урны я доношу без всякого общества.
Мне почему-то кажется, что большая часть из 75% православных к православию относятся примерно также.
amartyno
0
amartyno, 5 Сентября 2012 , url
мы с вами как-то друг-друга не понимаем: я не согласен с формулировкой «христиан у нас в стране не больше 10%» — истовых, соблюдающих все правила действительно может и меньше 10%, но просто христиан значительно больше
вы с этим не согласны?
Max Folder
0
Max Folder, 5 Сентября 2012 , url
Да, с этим согласен.
wti.ru
-1
wti.ru, 5 Сентября 2012 , url
По вашей логике тогда возможно быть «чуть чуть беременной». Ну так… слегонца — не увлекаясь особо.
Христианин православный ( католиков у нас мало, поэтому я их не стал учитывать ) классический тот — кто соблюдает пост, библию читает, на Н.Г не обжирается мясом, лоб в церкви расшибает, пардон, молится хотел сказать, еженедельно и попу 10% отваливает на лексус, ой, извините, хотел сказать на помощь сиротам прихода.

Остальные — просто верующие. Староверы ещё есть, баптисты и другие, ищущие спасения своей очень примечательной и нужной всему миру души.
amartyno
0
amartyno, 6 Сентября 2012 , url
что по вашему вообще означает принадлежность человека к той или иной религии?

предположим я считаю себя христианином, но пост не соблюдаю — это значит моё мнение, не мнение христианина и можно им пренебречь?
если девушка сама себя причисляет например к мусульманам, но при этом хиджаб (или что там им надо носить) не носит, то всё, не мусульманка?

не совсем я понимаю, что вы хотите сказать
Костя Бодня
0
Костя Бодня, 5 Сентября 2012 , url
И восстали машины из пепла ядерного огня!
ldgdaron
0
ldgdaron, 18 Сентября 2012 , url
и ударили током!
ldgdaron
0
ldgdaron, 18 Сентября 2012 , url
какой то нелицеприглядный он


Войдите или станьте участником, чтобы комментировать