![За терактами в Татарстане могут стоять адепты ханбалитского мазхаба. Ниточка тянется в Саудовскую Аравию]()
Следственный комитет сообщил о задержаниях по делу об убийстве и покушении на верховных духовных лидеров Татарстана. Скорее всего, само преступление будет раскрыто, однако подоплека гораздо серьезнее и не решаема волевыми действиями государства.
Проблема заключается в том, что в начале-середине и особенно конце 90 годов Поволжье экспортировало в различные мусульманские учебные духовные центры за границей огромное число неофитов. По разным оценкам, через зарубежные учебные заведения за годы демократии прошло почти сто тысяч выходцев из исламских регионов России. При этом весьма значительная их часть — от трети до 40 процентов — прошла через учебные заведения, расположенные на Аравийском полуострове — Саудовской Аравии, Катаре, Йемене. Около двух третей от этого количества вернулось обратно в Россию.
Здесь следует уточнить несколько нюансов. В исламе существует несколько школ шариаткого права, основанных на разных подходах к толкованию хадисов — то есть, изречений, одобрений, образов и действий Пророка. Все хадисы вместе составляют Сунну — второй по значимости источник шариата.
Среди суннитов распространены несколько мазхабов, один из которых — ханафитский — и есть тот ислам, который считается традиционным для России. Этот мазхаб распространен на обширной территории всего бывшего СССР, в Центральной Азии, а также по многим странам Ближнего Востока — в Египте, Турции, Сирии, Иордании. Однако многие неофиты из российских исламских регионов, приезжая в зарубежные учебные заведения, попадали под влияние иной версии суннизма — ханбалитского мазхаба. Ваххабизм и есть производная этой версии суннитской ветви ислама.
Не буду вдаваться в теологические детали разногласий между ханбалитами и ханафитами — суть в том, что возвращающиеся обратно обученные тонкостям богословия бывшие студенты несли в Россию чуждый ей ислам, и неизбежно создали жесткий конфликт внутри исламской уммы. Как известно, внутривидовая вражда и конкуренция всегда жестче и непримиримее межвидовой.
Возвращающиеся массовые десанты новообращенных ханбалитов во многом состояли из молодых, активных и мобильных людей, которые резко и быстро принялись внедряться в том числе и в среду священнослужителей. Связи, полученные этими людьми при обучении в Саудовкой Аравии, позволили им создать экономические структуры, ориентированные на отправку паломников в хадж. По разным оценкам, ежегодно с территории России совершают хадж от 5 до 10 тысяч паломников, каждый из которых тратит на это деяние суммы в пределах от нескольких тысяч до десятка тысяч долларов. Обороты этого бизнеса составляют десятки миллионов долларов, значительная часть которых остаются в Мекке и Медине (собственно, в этом и состоит одна из целей обучения для Саудовской Аравии — создавать структуры, направляющие паломников, которые обеспечивают экономическое процветание целым провинциям Королевства). Однако немалая доля доходов от хаджа остается в руках структур, организующих хадж.