![Нормы «Евро» вредят дорогам]()
1 июля 2012 года в очередной раз пересмотрены топливные акцизы. Ставка для бензина класса «Евро-3» повышена с 7382 рублей за тонну до 7882 рублей за тонну, ставка для более экологичного «Евро-4» сохранена неизменной на уровне 6822 рубля за тонну, ставка для «Евро-5» снижена с 6822 до 5143 рубля за тонну.
Нефтяные компании подготовились к изменению акцизов. Уже с начала 2012 года доля топлива, соответствующего нормам «Евро-4» и «Евро-5» стала быстро расти. Больших результатов в повышении качества топлива добились ТНК-BP и «Газпром нефть», а ЛУКОЙЛ объявил, что с 1 июля 2012 года все нефтеперерабатывающие заводы компании будут выпускать бензин Аи-92 и Аи-95 только класса «Евро-5». ЛУКОЙЛ уже объявил, что переход на «Евро-5» позволит сэкономить на акцизах $200 млн в 2012 году и $460 млн в 2013 году.
Акцизы — основной источник наполнения региональных дорожных фондов, а на них приходится свыше 80% дорожного финансирования. Дифференциация акцизов привела к тому, что отчисления на развитие дорог сократятся. Фактически, нефтяные компании направили на модернизацию производства те деньги, которые могли бы отдавать в виде акцизов в дорожные фонды.
В общей сложности из-за дифференцированных ставок топливных акцизов и перехода на «Евро-4» и «Евро-5» дорожные фонды в 2013−2015 годы недосчитаются 101,8 млрд рублей, больше всего потеряют регионы — 73,3 млрд рублей, сообщает газета «Ведомости» со ссылкой на доклад Росавтодора к заседанию бюджетного комитета Совета Федерации. Выпадающие доходы вырастут с 19 млрд в 2013 году до 53,4 млрд к 2015 году.
Денег на строительство дорог не хватало даже без учёта ожидаемого снижения акцизных платежей. «Топливные акцизы необходимо повышать — минимум на 1 рубль в год, а в перспективе подумать о введении налога за километр, который будет взиматься по GPS-«Глонасс»-треку. В лучшем случае общие расходы на дороги могут достигнуть 1,6% ВВП, а с учётом накопившихся проблем для развития качественной дорожной сети нужно намного больше — хотя бы 2,5−2,6% ВВП в год, считает директор Института экономики транспорта Высшей школы экономики Михаил Блинкин.
проблема (1)