«Интернет дыма без огня». Кибервойны — скорее миф, нежели реальность

отметили
19
человек
в архиве
«Интернет дыма без огня». Кибервойны — скорее миф, нежели реальность
Эксперт по международной безопасности Томас Рид развеивает мифы о кибервойне и объясняет, почему пока виртуальные конфликты — это скорее пиар, чем реальность. Перевод Сергея Петрова.
Кибервойна уже идет

Ничего подобного. «Грядет кибервойна!» — предсказывалось в 1993 году в знаменитом докладе стратегического исследовательского центра RAND. В 2006 году начальник штаба ВВС США Майкл Уинн утверждал, что киберпространство — это «область, где ВВС совершают полеты и ведут бои». В 2012 году недавно ушедший с этого поста Уильям Дж. Линн III написал, что киберпространство «так же важно для военных операций, как суша, море, воздух и космос». В январе этого года министерство обороны США заявило, что намерено оснастить американскую армию средствами, позволяющими «вести смешанные военные кампании во всех средах — на земле, в воздухе, на море, в космосе и киберпространстве». Растут горы книг и статей, посвященных угрозам и выживанию в условиях кибервойны и кибертерроризма.

Но давайте реально смотреть на вещи. Что такое война по определению? Война несет агрессию, преследует конкретные цели, и у нее есть политические мотивы. Кибератаки, свидетелями которых мы были до последнего времени, просто не отвечают этим критериям. Для начала рассмотрим запутанную историю взрыва, произошедшего в 1982 году на советском газопроводе, которую часто называют самой деструктивной кибератакой в истории. Вот что о нем пишут: в июне 1982 года на сибирском газопроводе, который ЦРУ удалось «виртуально заминировать», произошел взрыв такой силы, что огненный шар можно было видеть из космоса. Операция сводилась к установке на электронные системы управления газопроводом программного обеспечения одной канадской фирмы, в которое ЦРУ внедрило вредоносный код. По данным Томаса Рида, в то время занимавшего пост помощника советника по безопасности США и рассказавшего об этом инциденте в своей книге «Над бездной» (2004), в результате взрыва никто не пострадал. Ущерб был нанесен только советской экономике.

Так ли все было на самом деле? После того как история Рида была опубликована, Василий Пчелинцев, бывший глава УКГБ по Тюменской области, где произошел взрыв, тут же ее опроверг. Книга Рида — единственное публичное упоминание об этом инциденте, основанное на единственном документе. И даже после того, как был рассекречен источник, которым пользовался Рид, ЦРУ не подтвердило факт этого взрыва.

Другие часто упоминаемые примеры якобы кибервоенных действий впечатляют еще меньше. К примеру, в апреле 2007 года в ответ на спорное решение властей Таллина перенести советский военный мемориал «Бронзовый солдат» начались атаки на эстонские серверы. Страна стала объектом трехнедельной массированной DDoS-атаки, которая велась с 85 тысяч компьютеров. Интенсивность запросов достигла пика 9 мая: одновременному нападению подверглись 58 эстонских сайтов, а крупнейший банк страны вынужден был на время отключить свои онлайн-службы.
Добавил Vlad2000Plus Vlad2000Plus 5 Апреля 2012
проблема (1)
Комментарии участников:
ch3
+2
ch3, 5 Апреля 2012 , url
Слабенько само по себе, да и с фактическими ошибками.
Stuxnet таки использовал хитрое сетевое взаимодействие. Да, внутрь защищенной системы он был занесен на флешке, но это
кроме того, вредоносная программа распространялась не через сеть, а с флеш-накопителя, то есть объект атаки не мог быть заражен иначе, как в ходе спецоперации с участием живых, невиртуальных агентов.
не совсем верно.
Да и сам по себе факт, что кибератаки проводятся в тандеме с традиционной деятельсностью, не снижает важность первых.
LevM
0
LevM, 5 Апреля 2012 , url
Горы и других примеров есть.


Войдите или станьте участником, чтобы комментировать