Комментарии участников:
По словам Виктории Нуланд, представителя Госдепартамента США, первоначальный транш в 500 млн долларов будет направлен на «неотложные гуманитарные потребности» ливийского народа.
Из этой суммы 120 млн долларов поступит через структуры ООН — Всемирную организацию здравоохранения /ВОЗ/, Детский фонд ООН /ЮНИСЕФ/, Управление Верховного комиссара ООН по делам беженцев /УВКБ/, Всемирную продовольственную программу ООН /ВПП/. Оставшиеся 380 млн долларов будут оставлены в резерве для тех же гуманитарных целей.
Не первый раз меня спрашивают про ситуацию в Сирии и Пакистане, которая отошла на задний план в связи с событиями в Ливии. Могу сказать, что на мой взгляд, и там и там обстановка существенно зависит именно от того, что происходит прямо сейчас в Ливии.
Дело вот в чём. Сирия — совершенно очевидно — готовится к возможному повторению агрессии против себя строго по ливийскому сценарию. При внешней похожести есть и важное отличие — сирийские мятежники, как и ливийские, из себя ничего не представляют. У них нет поддержки в народе, что бы ни говорили. Тем не менее — сирийский ПНС уже создан, общественное мнение Запада уже подготовлено, но остались нерешенными две задачи — продавливание аналогичной резолюции через Совбез и собственно агрессия. Резолюция не имеет смысл, если она не станет сразу же руководством к действию. А это невозможно без высвобождения коалиции из ливийской мясорубки. Турция не станет предпринимать никаких действий без поддержки НАТО. Поэтому ровно в тот момент, когда коалиция сумеет предъявить голову Каддафи, немедленно начнется подготовка к агрессии против Сирии. И то сказать — заждались уже.
С Пакистаном ситуация иная. И тут нужно понимать, кто именно сейчас берет Триполи. Никакими ливийскими повстанцами там и не пахнет. Да, безусловно, отдельная хоровая капелла персонажей, которые демонстрируются нам по ящику, имеет место быть — но реально берут Триполи совсем другие люди. Боевики Аль-Кайеды из Дерна и Адждабии, бойцы частных военных компаний и армейский спецназ НАТО. Вот как раз первые в контексте Пакистана очень интересны.
Что бы ни говорили про пакистанский Талибан, который собственно, в Пакистане и устраивал неслабый бадабум после вовремя и удачно состоявшегося упокоения человека, похожего на бен Ладена — но в сущности, это не очень большая по численности группировка высокопрофессиональных боевиков. Прошедших Афганистан, Чечню — возможно, побывавших в Ираке и Сомали. В Йемене — нет. Там другие ребята. Но при чём тут Ливия? А вот причём:
Восстановившаяся в Ливии в ходе мятежа структура ливийских боевиков, базирующаяся восточнее и южнее Бенгази — в Дерна, Тобруке и Адждабии — рассматривалась НАТО в качестве подспорья в деле ликвидации режима Каддафи. Основную роль должны были играть гопники и парубки из Бенгази, которых было решено пустить в расход, разменяв на них ливийскую армию.
Однако гопота есть гопота — ни одной боевой задачи она выполнить не смогла. И поэтому уже к июлю большую часть сил, штурмующих Брегу, представляли именно боевые группы исламистов. Я думаю, что убийство Юниса — ключ ко многим загадкам этой войны. Кто убил и как именно его убил. Скорее всего, исламисты Востока попросту ликвидировали последнего конкурента на своей территории — так как только Юнис обладал своим собственным боевым отрядом. Не считая, безусловно, племен, которые держали строгий нейтралитет.
Тем не менее, исламистов в Ливии не так чтобы и много. Мало того — они не имеют массовой социальной базы. Скажем, салафиты Мисураты имеют совершенно иной генезис, чем сенуситы Киренаики, и уж тем более бесконечно далеки от исламистов Дерна. Поэтому — судя по очень невнятной и абсолютно неподтвержденной информации — всю весну и в особенности последний месяц перед рывком на Триполи на Восток Киренаики прибывали в немалом количестве какие-то братья по оружию. Откуда? Трудно сказать. Но учитывая, что пакистанский Талибан, до этого регулярно — практически в режиме нон-стоп — атаковавший армию Пакистана, притих, возникает предположение, что именно из тех краёв и прибывало подкрепление будущим покорителям Триполи. Стоит учесть, что ливийские исламисты считались и считаются одними из наиболее мощных исламских группировок Ближнего и Среднего Востока. И именно ливийцы отчаянно дрались и в Афганистане, и в Чечне, и в Пакистане. Но они всегда были на вторых ролях, а на первых светились ваххабиты-саудиты. Что никак не отражается на авторитете ливийцев.
Я думаю — и ничем не могу подкрепить свое мнение — что сейчас в Ливии находится очень серьезное количество боевиков со всего Среднего Востока. Именно этим объясняется легкое затишье на всех средневосточных просторах — и именно эта публика сегодня крушит ливийскую Джамахирию. В принципе, это космополиты — которым совершенно безразлично, где именно создавать базу для своего будущего Халифата. Ливия — значит, Ливия.
Я думаю, что если режим Каддафи совместными усилиями НАТО и исламистов будет сокрушен, часть бойцов Аль-Кайеды и Талибана вернется обратно — и тогда Пакистан вновь вернется на первые сточки новостей.
источник