![Лукашенко капитулировал под давлением Москвы. Минск готов продать 7 наиболее ценных белорусских предприятий]()
И вот оно, свершилось! 12 июля во время встречи с Путиным белорусский премьер-министр Михаил Мясникович заявил, что Минск готов продать 7 наиболее ценных белорусских предприятий. И многозначительно добавил: «Мне кажется, мы слишком зациклились на вопросах нефтепереработки и торговли нефтепродуктами».
По словам белорусского премьера, сейчас идут переговоры о приватизации пакета «Гродноазота» с «Сибуром» и «Роснефтью», «Нафтана» – с «Лукойлом», «Белтрансгаза» – с «Газпромом», Мозырского НПЗ – с «Роснефтью», МТС – с АФК «Система», МАЗа – с «Русскими машинами» и госкорпорацией «Ростехнологии», «Интеграла» – с «Ростехнологиями». В общем, российский бизнес может чувствовать себя полным хозяином сложившегося положения. Мясникович даже не пытался скрыть заискивающую мину перед Путиным и пообещал грамотно использовать «каждую копейку», которая перепадет ему от Москвы.
План Кремля по оказанию методичного давления на Белоруссию сработал. Подняв с начала 2011 г. размер премии в формуле цены нефти в 4 раза, Россия в одночасье загнала белорусскую «нефтянку» в убытки. На что, кстати, на днях жаловался концерн «Белнефтехим». Два НПЗ оказались в критическом состоянии. Белорусский минфин был вынужден рапортовать, что по итогам I квартала этого года они стали самыми убыточными предприятиями в стране.
Заработать на внутреннем рынке белорусским НПЗ не позволил лично Лукашенко. Опасаясь забастовок автомобилистов, он снизил внутри страны цены на бензин. Вот и получается, что два крупнейших завода страны, которые раньше генерировали 50–60% валютной выручки Белоруссии, оказались полностью парализованы. Весной они закрывались на «плановый ремонт», а позже появились сообщения о том, что из-за недостатка валюты модернизация заводов также была отложена на неопределенный срок. Белорусскую «нефтянку» не спасло заигрывание ни с Венесуэлой, ни с Азербайджаном.
Зависимость других белорусских предприятий от России также очевидна. Россия для них – это и рынок сбыта их продукции, и поставщик комплектующих и сырья. Да и главный кредитор белорусского реального сектора: «БПС-Банк» – уже принадлежит Грефу. Тот, кстати, пока проявляет лояльность и увеличил активы белорусского филиала на $480 млн. Лукашенко был очень рад.
При такой степени зависимости от России, китайцы и тем более европейцы вряд ли будут покупать белорусские заводы. Им ни к чему еще одна форма зависимости от политической воли Москвы. Поэтому планы белорусского правительства по поводу IPO для «БелАЗа» могут оказаться не более, чем традиционным блефом.
Европа вообще стала очень опасаться Белоруссии. Литовцы так и вовсе стали мало-помалу покидать местный рынок. Европейские правозащитники усилили давление на белорусско-австрийский бизнес. А вот для России белорусские активы очень ценны, особенно благодаря участию Белоруссии в Таможенном Союзе.
проблема (7)