![«Москва – не для жизни» (Что именно делает Москву непригодной для жизни)]()
Жить в Москве стало невозможно – эту фразу я последнее время слышу практически повсеместно. От соседа, переезжающего в загородный дом. От коллеги, уехавшего в Таиланд. От знакомой, отказавшейся от престижной работы ради той, до которой можно добраться пешком. От врача, утешающего меня, что я не первая, кто в зрелом возрасте познакомился с аллергией.
Что именно делает Москву непригодной для жизни? Причина первая – теснота. Нас в Москве даже по официальной статистике 11,5 миллионов человек. На самом деле, конечно же, больше. Но даже официальные данные – это вдвое больше, чем в Гонконге или Бангкоке. Между тем по площади Москва даже чуть меньше, чем эти города, признанные одними из самых тесных в мире: в Бангкоке на 1100 кв. км проживают пять миллионов человек, в Гонконге на площади в 1104 кв. км – шесть миллионов. В Москве 11,5 миллионов сидят друг у друга на головах на площади в 1090 кв. километров.
Теснота, в общем-то, является главной причиной других раздражающих факторов, будь то автомобильные пробки или пресловутые столичные хамство и равнодушие. Во многом именно теснотой можно объяснить и еще один раздражающий фактор – шум.
А ведь мы даже не понимаем, насколько Москва шумный город, пока не уезжаем куда-нибудь на дачу или в провинцию. Да что там провинция – моя мама, переехав всего лишь за километр от МКАД в квартиру с окнами во двор, первую неделю не могла заснуть. «Тихо, как в могиле», – жаловалась она.
А я возненавидела за последние годы «Полет шмеля» Римского-Корсакова. Потому что именно с этого вот «жу-жу-жу-жжжжи», усиленного раз в сто, начинается для меня теплое время года. Это толпа мотоциклистов выехала кататься под окнами. Пятнадцать лет назад я выбрала квартиру за вид из окон, а небольшая объездная дорога просто не принималась во внимание. Сегодня эта дорога, по которой прежде проезжало три машины в час, забита транспортом как Садовое кольцо, движение не прекращается ни днем, ни ночью. Да еще мотоциклисты, любящие ее за непревзойденную прямоту на протяжении нескольких километров!
проблема (18)