![Призрак ЮКОСа бродит по России. «Роснефть» реализует план Михаила Ходорковского]()
Как и в любую масштабную сделку, в обмен акциями между «Роснефтью» и ВР оказываются вовлечены разнонаправленные интересы. Это нормально. Однако особенность пока замороженного Высоким судом Лондона российско-британского обмена активами в том, что количество скелетов, извлекаемых из шкафов его участников, явно превышает норму. И чем дальше, тем больше их становится.
У сделки есть очевидная странность. Она угадывается прежде всего за пределами собственно обмена акциями, измеряемого $14 млрд, в ходе которого 9,5% «Роснефти» обмениваются на 5% ВР и создается СП, на 2/3 принадлежащее «Роснефти» и на 1/3 — ВР (оно займется разведкой и освоением трех лицензионных участков на арктическом шельфе Карского моря). Эту странность можно сформулировать так: игра каждого из участников постоянно идет на чужом поле.
Обратимся к ВР. После того опыта, который получил нынешний глава компании Роберт Дадли на посту руководителя ТНК-ВР в 2003—2008 годах, мало кто взялся бы предположить, что он вернется к сотрудничеству с российскими компаниями. Но вот под его руководством ВР отправилась во второй поход в Россию.
Конечно, Дадли сделал выводы из громкого скандала двухлетней давности, когда российские акционеры ТНК-ВР обвинили британских партнеров в том, что те, захватив руководящие посты в компании, проводят политику исключительно в интересах ВР, российские же интересы игнорируются. Наверху антибританскую позицию поддержали. Начались прокурорские проверки, потом пошли суды. Дадли потерпел поражение, ВР была вынуждена его отозвать.
Любопытно, что в 2008 году было немало разговоров о том, что ВР готова продать свою долю в ТНК-ВР «Роснефти».
…
проблема (1)