![Европа застряла в газовом капкане]()
У Европы опять назревают проблемы с газом. Если в прежние годы их причиной были российско-украинские и российско-белорусские газовые скандалы, то теперь беда пришла и юга: «жасминовая революция» в Тунисе может дестабилизировать поставки газа из Алжира и Ливии. На этом фоне руководство Евросоюза предпринимает отчаянные попытки добраться до каспийского и среднеазиатского газа, реанимируя проект Nabucco.
Сам по себе Тунис представляет весьма небольшой интерес для европейской энергетики: нефти там добывается мало, а газа нет вообще. Однако через Тунис проходит одна из важнейших газовых артерий в регионе – TransMed (Транссредиземноморский трубопровод), берущий начало на крупнейшем в Алжире газовом месторождении Хасси Рмел и идущий затем по дну моря в Сицилию и далее в Италию. Если революция в Тунисе приведет к длительной дестабилизации в стране, газопроводу может угрожать серьезная опасность (есть печальный пример Ирака). На карте Африки Тунис выглядит как клин, вбитый между двумя авторитарными державами – Алжиром и Ливией. Обе они добывают и экспортируют в Европу газ, а население там живет не лучше, чем в Тунисе. И если революционные идеи перекинутся на эти страны, поставки в ЕС голубого топлива с южного направления станут вообще проблематичны.
Брюссель лихорадочно активизировался на юго-восточном направлении газового фронта. В первой половине января председатель Еврокомиссии Жозе Мануэль Баррозу посетил Азербайджан и Туркмению с целью вдохнуть жизнь (то есть, газ) в проект Nabucco, по которому ЕС рассчитывает в будущем получать ежегодно более 30 млрд кубометров каспийского и центральноазиатского газа. Баку обязался поставлять значительные объемы газа на долгосрочной основе в ЕС, который, в свою очередь, должен обеспечить доступ этого газа на свой рынок. О каких объемах идет речь, по-прежнему непонятно, поскольку потенциал главного месторождения «Шах-Дениз» – основной надежды сторонников Nabucco – оценивается экспертами неоднозначно. Азербайджанское руководство, понятно дело, настроено оптимистично и надеется в