Комментарии участников:
Долгие века напролет русский человек жил под гнетом своего любимого государства, которое, как предназначенный оккупант (иногда добрый, иногда злой, когда-то милостивый, но чаще жестокий), объясняло ему, как он должен функционировать. Каждый день, каждую ночь, каждую минуту жизни. Что есть, что пить, что читать и не читать, что думать и не думать. С кем спать или не спать и какие видеть сны. Русская жизнь была формой членства в безразмерном коллективе, решавшем задачи титанического построения страны и государства. Колонизации промерзших до мозга костей евразийских пространств, органически не пригодных для существования белковых тел, за исключением только одного их вида — русского человека.
И русский человек делал вид, что подчинялся. Хотя на самом деле в глубине души и тела делал все, чтобы саботировать железную государственную волю. И после партсобрания глубоко под подушкой достать и пролистать тот самый “Архипелаг ГУЛАГ” (или еще какие чудеса похлеще).
Шли годы. Мы смертельно устали от собственной истории и собственной судьбы. Мы больше не хотели штурмовать небо и окучивать землю. И мы были освобождены.
В нулевые годы государство (шире — правящая элита, т.е. те люди, которые случайным образом, хаотической волею эпохи перемен оказались причастны к принятию важнейших решений) сказало нам: отдыхайте!
Объявлен вечный перекур. Ешьте и пейте, что хотите, читайте и не читайте, всё, что угодно. (Несколько путинских лет во многих книжных магазинах стояла моя совершенно крамольная книжка “Бизнес Владимира Путина” — и что?)
Секс, наркотики, рок-н-ролл — пожалуйста! Никаких гражданских обязанностей, никаких коллективных обязательств. “Вы избавили нас от стыда”, как выразился во время недавней прямой линии с народом В.В.Путина один из его собеседников. И от химеры, именуемой совестью, — как говорил один известный идеолог 1930—40-х годов. Единственное — что вы отдадите взамен…
Что-то я не то плюсанул по описанию. Надо было сразу на источник смотреть и читать всю новость. Коварно, Alexei ;)
В начале десятилетия наверное была политическая борьба, которая как известно не дает слишком борзеть иначе это будет тут же использовано другой стороной. были таким образом зачатки демократии и правового общества. вертикаль все разрушила, стало возможно все, ресурс чиновничьего произвола перестал ограничиваться законом.
Получили только "свободу от свободы". Остальное продано, заложено, украдено.
Всё счастье россиянина заключается в возможности "присосаться" к финансовому источнику, ничем другим не замутненному.
Всё счастье россиянина заключается в возможности "присосаться" к финансовому источнику, ничем другим не замутненному.
Алексей, мне кажется, для цитирования более важна мысль в конце статьи:
Вовсе не жажда чудовищной свободы есть главный побудительный мотив в жизни человека. А — стремление преодолеть свое космическое одиночество. Установленное в тот момент, когда пресловутый праотец поплатился за свою неосмысленную тягу к запретным плодам.
Полное преодоление одиночества случается лишь тогда, когда человек возвращается в покинутый им некогда вечный сад. А здесь, на Земле, существуют промежуточные формы этого преодоления.
Семья, профессия, народ. Человек нуждается в социализации гораздо больше, чем в оформленном и оправданном отказе от нее. Главное для него — найти своих и стать полноценной частью коллектива своих. Футбольный фанат, непонятно зачем выходящий на Манежную площадь ровно в означенный час, — не лучшая, но яркая тому иллюстрация.
Время чудовищной свободы заканчивается, ибо оно не может далее продолжаться. Сквозь тотальную атомизацию и разобщение, которые стали фирменным знаком нулевых годов, прорывается кричащий запрос на солидарность. На то, что “мы вместе”.
Да, довольно занимательный кусок. Костя когда-то кричал — "Мы вместе!", но что Виктор ему отвечал: "Все говорят, что мы вместе, все говорят, но никто не знает в каком". :)