Комментарии участников:

Но сегодня, спустя 65 лет, итоги этой войны и модель мироустройства, заложенного в 1945 году победившими странами, подвергаются на Западе и Востоке активной ревизии. Стабильный порядок, основанный на решениях конференций в Ялте и Потсдаме и создании ООН, за последние 20 лет подвергся эрозии. А сейчас под японские требования вернуть Курилы начинаются попытки уже юридического и территориального пересмотра итогов Второй мировой войны. Войны, в которой армия Японии была не просто разбита, а потерпела страшное и безусловное поражение.
Именно стремление японцев пересмотреть, отменить и забыть как кошмарный сон итоги Второй мировой войны стоит за их попытками не нытьем, так угрозами выманить у России Курильские острова, не имея на эти земли никаких прав. Внутри России им оказывают помощь российские либералы, рассуждающие о якобы незаконном захвате Советским Союзом чужих островов и необходимости сделать Японии «небольшие территориальные уступки». То ли в силу природной ограниченности ума, то ли по злому умыслу они призывают правительство сдать острова, не понимая, что этот шаг обязательно станет прецедентом и обрушит всю систему нынешнего мироустройства, построенную на основе итогов Второй мировой войны и поражения стран оси. А затем спровоцирует лавину территориальных претензий к России со всех сторон, особенно на наших западных границах.
Например, бывший посол России в Корее Георгий Кунадзе в статье, посвященной 60-летию победы Красной армии над Японией, написал: «Сегодня, однако, вспоминать об этом хочется в России немногим по причине некоторой неловкости, возникающей всякий раз, когда японцы упрекают СССР в нарушении Пакта о нейтралитете, который продолжал действовать в августе 1945 года». По мнению Кунадзе, нашей стране нельзя было объявлять войну Японии, т. к. этим шагом она нарушала действующий пакт. Хотя как бывшему дипломату по должности ему полагается знать, что Москва ничего не нарушала, ибо согласно пакту обязывалась соблюдать нейтралитет в случае, если на Японию нападет третья сторона. Но Япония не подверглась нападению, а наоборот, сама развязала войну против США, напав на их Тихоокеанский флот в Пёрл-Харборе в декабре 1941 года.
Когда в высотке на Смоленской площади командовал «западник» Андрей Козырев, в архивах МИД они отыскали и передали японцам текст секретной инструкции царя Николая I русскому адмиралу Путятину, которой он руководствовался на переговорах с Японией в 1854 году. Хотя передача противнику секретных документов везде и во все времена считалась деянием, несовместимым с этикой дипломата, и называлась предательством… В этой инструкции Николай I полагал возможным при «определенных условиях» согласиться на требования Японии признать, что «из островов Курильских южнейший, России принадлежащий, есть остров Уруп»… так, чтобы «от нашей стороны южная оконечность сего острова была (как и ныне она в сущности есть) границей с Японией».
Японцев получение этого документа невероятно обрадовало и вооружило серьезным, как они решили, аргументом. Ведь даже Николай I вроде бы соглашался считать острова южнее Урупа японскими, а этими островами были Итуруп, Кунашир и Шикотан… Однако в международном праве есть важное положение: война прекращает действие всяческих договоров между воюющими государствами. Т. е. она отменяет все предыдущие пакты и документы и начинает отношения стран «с чистого листа».
Кстати, сами японцы это правило хорошо знают, и однажды России его напомнили. На портсмутских переговорах 1905 года российский представитель граф Сергей Витте, пытаясь выговорить для Петербурга права на остров Сахалин, сослался на договор от 1875 года, по которому Россия за эту землю уже отдала Японии все Курильские острова. Но японские переговорщики Комура и Такахира тогда сказали Витте: «Война отменяет договоры». И всё.
И об этом факте уже самим японцам довольно грубо напомнили их друзья-американцы. После того, как в 1956 году Токио добился от Никиты Хрущева подписания декларации, которая предусматривала в качестве жеста доброй воли передачу Японии двух островов Курильской гряды, японский посол в США был вызван в Госдепартамент. Там послу было заявлено, что Япония как страна, побежденная в войне и подписавшая Акт о безоговорочной капитуляции, не имеет права обсуждать с другими государствами проблемы своей территории. Этим правом теперь пользуется страна-победитель (т. е. США), и за нее все будет решать.
Сегодня США считают для себя выгодным, чтобы японцы требовали от России возвращения Курильских островов. Это, по мнению Вашингтона, должно постоянно дестабилизировать российско-японские отношения, унижая достоинство России, постоянного члена Совета Безопасности ООН, наличием территориального спора с соседом. Одновременно и США, и Токио надеются, что прозападная пятая колонна в России рано или поздно додавит правительство, и оно «из вежливости» передаст Японии нашу землю. Как это уже произошло в случае с Китаем.
И тогда американцы смогут перенести на Курилы свою базу, расположенную на острове Окинава, и запереть внутри Курильской гряды весь Тихоокеанский флот России. Ему тогда придется выходить в океан, испрашивая разрешение у властей страны, которой эти острова будут принадлежать.
И вот эти, на первый взгляд, дикие планы в Токио считают вполне реальными. Кстати, там помнят, например, что на острове Кунашир есть прекрасный аэродром, с которого в декабре 1941-го поднялись японские бомбардировщики, в пух и прах разбомбившие Пёрл-Харбор.