![С нефтяной иглы Россия пересаживается на газовую. ( Полезность и последствия реализации программ энергосбережения остаются под вопросом)]()
Эксперты дают тревожные прогнозы о будущем российского нефтегазового сектора, обеспечивающего сегодня более трети доходов бюджета. Российская энергетика может оказаться в тяжелом положении в связи с ожидаемым через несколько лет резким снижением мирового спроса на нефть и соответственно падением цен до 30 долл. за баррель. Впрочем, Россию спасет природный газ, альтернативы которому до 2030 года скорее всего не появится.
Вчера Институт современного развития (ИнСоР) и комитет РСПП по энергетической политике и энергоэффективности провели круглый стол на тему «Мировой энергетический рынок: уроки кризиса и перспективы развития». Эксперты давали противоречивые, подчас взаимоисключающие оценки развития нефтегазового сектора российской экономики. Противоречий не вызвала, пожалуй, лишь оценка нынешней ситуации в контексте глобального кризиса. «Выход из кризиса идет тяжело. Гораздо хуже, чем сообщает правительство», – отметил в своем выступлении президент Института энергетики и финансов Леонид Григорьев. По его мнению, лишь в начале 2011 года начнет оживать экономика США, несколькими месяцами позже – экономика Евросоюза, ну а для России ученый пророчит еще один кризисный год.
Установившийся уровень цен на нефть Григорьев назвал «негласным ценовым сговором» производителей и потребителей. Как бы то ни было, эти цены устраивают всех участников рынка, в том числе и будущих инвесторов, в приходе которых заинтересована наша страна. При этом следует учитывать, что уже через год-другой основные экспортные потоки российской нефти изменят направление с Европы на Азию, отметил эксперт.
Не менее важно понять конечные цели программ энергосбережения в отечественной экономике. Для России, производящей 11–11,5% мирового объема первичной энергии, больше половины которой экспортируется, реализация этих программ имеет принципиальное значение. В нашей стране затраты на производство энергоресурсов составляют 4–4,5% ВВП, в то время как в мире этот показатель не превышает 1%, напомнил Григорьев. Так что проблемы энергосбережения актуальн