![Коммунальные платежи растут, потому что россияне не умеют экономить свет, тепло и собственные деньги]()
В Москве, по самым свежим данным департамента экономической политики и развития города, население задолжало за услуги ЖКХ почти 1 млрд. руб. В прошлом году сумма долга была на треть меньше. Очевидно, что в условиях кризиса даже в столице многие просто не в состоянии платить по счетам. С одной стороны, у людей нет денег, с другой – коммунальные платежи разорительны, потому что мы не привыкли использовать энергоэффективные технологии и оборудование.
Не так давно Дмитрий Медведев распорядился срочно доработать и принять закон об энергоэффективности. Однако эксперты, положительно оценивая это начинание, предупреждают: цена вопроса слишком велика, чтобы его можно было решить уже в ближайшее время. А получить результат, ничего не вложив, не получится.
Готовящийся законопроект предусматривает два основных метода борьбы за энергосбережение – кнут и пряник. С одной стороны, власти обещают субсидировать процентные ставки по кредитам на покупку энергоэффективного оборудования, ускоренную амортизацию такого оборудования, а также инвестиции в программы по энергосбережению. С другой – законопроект предусматривает возможность запрета оборота товаров, не отвечающих требованиям энергоэффективности. В частности, с 2011 года решительное вето будет наложено на лампы накаливания мощностью более 100 Вт. По заверениям правительства, закон будет принят уже в сентябре этого года.
Исполнительный директор Межрегиональной ассоциации «Энергоэффективность и нормирование» Александр Малиновский, считает, что до того, как власти приступят к конкретным мерам, немало времени уйдет на то, чтобы их четко прописать. «С одной стороны, все это может быть реализовано быстро и просто, но с другой – закон об энергосбережении рождался достаточно долго, а механизмы, например, возврата кредитов, так и не отработаны, – сообщил он «НИ». – Предстоит еще большая законотворческая работа, чтобы обеспечить выполнение всего, о чем говорил президент».
Высокая энергоемкость российского ВВП – это не «цена холода», а наследство плановой экономики, от которого за долгие и порой весьма тучные 17 лет так и не удалось избавиться. В последние годы наша страна демонстрировала неплохие темпы снижения энергозатратности, опережая по этому показателю даже западные страны. По оценке Центра по эффективному использованию энергии (ЦЭНЭФ), энергоемкость российского ВВП в 2008 году снизилась на 4,5%, но главным фактором снижения были структурные сдвиги, а не внедрение новых технологий, за счет которых энергоемкость уменьшалась лишь на 1% в год. В кризисные годы (2009–2010) эта динамика может оказаться еще хуже. Энергосбережение в перспективе сулит российской экономике немалые выгоды. По данным Всемирного банка, страна может сэкономить до 45% потребления первичной энергии, что сопоставимо с объемами, потребляемыми такими странами, как Франция и Великобритания. Кроме того, за счет энергосберегающих технологий отечественные предприятия могут снизить удельные энергозатраты на 50–70%, а бюджетная сфера – сберечь ежегодно 3–5 млрд. долларов. Однако достижение экономии в 45% потребует инвестировать около 320 млрд. долларов. Где взять такие деньги в условиях кризиса – большой вопрос.