Комментарии участников:
ОФИЦИОЗ
ОФИЦИАЛЬНЫЙ ОТЗЫВ
на проект федерального закона № 118333-5 «О внесении изменений в
Федеральный закон «Об ограничениях розничной продажи и потребления
(распития) пива и напитков, изготавливаемых на его основе» и статью 16
Федерального закона «О государственном регулировании производства и
оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции»,
внесенный депутатом Государственной Думы Федерального Собрания
Российской Федерации В.Г. Драгановым
В Правительстве Российской Федерации рассмотрен указанный проект
федерального закона (далее – законопроект).
Законопроектом предусматривается наделение субъектов Российской
Федерации правами по администрированию порядка розничной продажи пива и
напитков, изготавливаемых на его основе, а также алкогольной продукции без
учета содержания в ней этилового спирта, путем ограничения времени
розничной продажи указанной продукции.
В соответствии с пунктом 7 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября
1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных
(представительных) и исполнительных органов государственной власти
субъектов Российской Федерации» финансовое обеспечение осуществления
отдельных полномочий, переданных органам государственной власти
субъектов Российской Федерации, осуществляется за счет субвенций из
федерального бюджета.
В этой связи принятие законопроекта потребует направления субвенций из
федерального бюджета на реализацию полномочий субъектами Российской
Федерации, предусмотренных законопроектом.
При этом согласно статье 53 Бюджетного кодекса Российской Федерации
федеральные законы о внесении изменений в законодательство Российской
Федерации о налогах и сборах, федеральные законы, регулирующие
бюджетные правоотношения, приводящие к изменению доходов бюджетов
бюджетной системы Российской Федерации и вступающие в силу в очередном
финансовом году и в плановом периоде, должны быть приняты не позднее
одного месяца до дня внесения в Государственную Думу Федерального
Собрания Российской Федерации проекта федерального закона о федеральном
бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
Как следует из пояснительной записки к законопроекту, мера по
наделению субъектов Российской Федерации правами по установлению
дополнительных ограничений времени розничной продажи пива и напитков,
изготавливаемых на его основе, а также всех видов алкогольной продукции
направлена на воспрепятствование дальнейшей алкоголизации населения, в том
числе несовершеннолетних.
Вместе с тем, как показывает практика применения Федерального закона
от 22 ноября 1995 г. № 171-ФЗ «О государственном регулировании
производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей
продукции», наделяющего субъектов Российской Федерации правом по
ограничению времени розничной продажи алкогольной продукции с
содержанием этилового спирта более 15 процентов объема готовой продукции,
указанная мера не гарантирует снижение уровня потребления населением
алкогольной продукции. Субъекты Российской Федерации вводят ограничения
времени розничной продажи алкогольной продукции без учета установленных
на территориях соседних субъектов Российской Федерации ограничений.
Поэтому граждане одних субъектов Российской Федерации, проживающие на
«приграничных» территориях, сохраняют возможность приобрести
алкогольную продукцию в соседнем регионе, где ограничения времени
продажи алкоголя не совпадают с ограничениями в месте проживания либо
вовсе не введены.
Таким образом, наделение субъектов Российской Федерации
правомочиями по установлению дополнительных ограничений времени
розничной продажи пива и напитков, изготавливаемых на его основе, а также
всех видов алкогольной продукции не решит указанную в пояснительной
записке к законопроекту задачу, однако создаст предпосылки для введения
дополнительных административных барьеров для легально функционирующих
хозяйствующих субъектов и нарушения их гражданских прав.
Учитывая изложенное, Правительство Российской Федерации данный
законопроект не поддерживает.
Председатель Правительства
Российской Федерации В. Путин