Фальшивый алмаз в турбине превратит ущерб в пользу
отметили
27
человек
в архиве

"Кто нам мешает, тот нам и поможет!" — решили учёные, придумав технологию, при которой песок, попадающий в реактивный двигатель на взлёте, не только не повреждает турбину, но даже способствует повышению её прочности и долговечности. Военные, нередко вынужденные стартовать с неподготовленных и грязных полос, заинтересовались этим удивительным изобретением. Но оно принесёт пользу не только ВВС.
Не секрет, что лопатки турбин реактивных двигателей работают в очень напряжённых условиях. Прежде всего — это высокая температура, а также механическое напряжение и поток газов, иной раз несущий с собой абразивные частицы — пыль и песок, попадающие в двигатель самолёта при взлёте с грунтовой полосы (особенно если дело происходит в пустыне).
Чего только ни придумывают учёные и инженеры, чтобы улучшить параметры турбин. И жаропрочные сплавы, и особые покрытия для лопаток. Вот и Нитин Падтур (Nitin Padture), профессор материаловедения и инжиниринга университета Огайо (Ohio State University — OSU), вместе с сотрудниками своей группы (Padture's Research Group) долго ломал голову: какое покрытие надёжно защитит турбину и от перегрева и от высокотемпературной коррозии?
Последняя особенно усиливается, если на лопатки попадает песок. Поскольку рабочая турбина реактивного движка нагрета очень сильно, летящие с большой скоростью песчинки сначала вгрызаются в поверхность лезвий, а потом плавятся, создавая кальциево-магниевое алюмосиликатное стекло. При этом "песок" частично растворяет в себе материал лопаток.
А после выключения двигателя всё остывает, и получаются стеклянные вкрапления и ненужные "покрытия". При следующем запуске они ещё больше разрушают лопатки, поскольку обладают иным коэффициентом теплового расширения.
Не секрет, что лопатки турбин реактивных двигателей работают в очень напряжённых условиях. Прежде всего — это высокая температура, а также механическое напряжение и поток газов, иной раз несущий с собой абразивные частицы — пыль и песок, попадающие в двигатель самолёта при взлёте с грунтовой полосы (особенно если дело происходит в пустыне).
Чего только ни придумывают учёные и инженеры, чтобы улучшить параметры турбин. И жаропрочные сплавы, и особые покрытия для лопаток. Вот и Нитин Падтур (Nitin Padture), профессор материаловедения и инжиниринга университета Огайо (Ohio State University — OSU), вместе с сотрудниками своей группы (Padture's Research Group) долго ломал голову: какое покрытие надёжно защитит турбину и от перегрева и от высокотемпературной коррозии?
Последняя особенно усиливается, если на лопатки попадает песок. Поскольку рабочая турбина реактивного движка нагрета очень сильно, летящие с большой скоростью песчинки сначала вгрызаются в поверхность лезвий, а потом плавятся, создавая кальциево-магниевое алюмосиликатное стекло. При этом "песок" частично растворяет в себе материал лопаток.
А после выключения двигателя всё остывает, и получаются стеклянные вкрапления и ненужные "покрытия". При следующем запуске они ещё больше разрушают лопатки, поскольку обладают иным коэффициентом теплового расширения.
Добавил
darisha 18 Марта 2008

нет комментариев
Комментарии участников:
Ни одного комментария пока не добавлено