Авианосец для султана. Турецкий ВПК на службе неоосманизма

Эрдоган на этой неделе анонсировал появление у Турции авианосцев. Именно так — во множественном числе.
Собственно, выступал он вообще по поводу Рамадана, но не впихнуть туда успехи Анкары в области ВПК (вполне объективные) Эрдоган не мог, заявив, что у турок уже есть свои дроны, ракеты, корабли, вертолеты и танки, и поэтому появление собственных боевых самолетов и авианосцев — вопрос ближайшего будущего.
Ранее Эрдоган уже пиарился на этой теме, но тогда речь шла не об авианосцах, а об авианосце, проект которого был представлен еще в феврале 2024 г. Называется это чудо «MUGEM».
Обещают водоизмещение в 60 тыс. и 300-метровый корпус, что больше, чем у французского «Charles de Gaulle» и британского «Queen Elizabeth». Базироваться на турецком флагмане будет не только пилотируемая авиация, но и палубные БПЛА нового поколения. Последние также находятся в стадии разработки.
Нельзя сказать, что в современном мире авианосцы — это какой-то невероятный эксклюзив, но развлечение — всё равно очень дорогое. На данный момент есть у Штатов, Великобритании, Франции, Италии, Испании, Индии и КНР. Плюс наш родной «Адмирал Кузнецов» (который не совсем авианосец и не совсем в строю).
С универсальными десантными кораблями, которые часто классифицируются как легкие авианосцы, попроще. Они также есть у Австралии, Бразилии, Японии, Южной Кореи и Таиланда. К слову, японские вертолетоносцы «Идзумо» и «Кага» вполне пригодны для взлета и посадки истребителей.
Более того, УДК есть и у турок. Это спущенный на воду в 2023 г. вертолётоносец «Anadolu», который в теории тоже годится для посадки F-35, но на практике такая опция не испытывалась. Поэтому в данный момент «Анатолия» (именно так переводится «Anadolu» с турецкого) несёт на себе ударные вертолеты и адаптированные под палубные условия «Байрактары».
У «Анатолии» еще должна была быть сестра «Фракия» («Trakya»), но, по слухам, проект свернули в пользу всё того же «MUGEM». В принципе, не исключено, что под «авианосцами» Эрдоган и имел в виду «Anadolu» + «MUGEM». А может, и не только их. Если так, то новый анонс — не за горами.
В любом случае во всем, что касается ВПК, турки — большие молодцы. Собственно, как и во многих других вещах. Например, в «мягкой силе», проникновении в Африку, нацбилдинге и восстановлении позиций на Балканах, где еще не так давно память об османских зверствах формировала целые нации.
С экономикой — похуже. За десять лет курс турецкой лиры к доллару рухнул в десять раз. Причем решение «ронять» валюту было в значительной степени осознанным. Анкара таким образом стимулировала экспортеров и пыталась сохранить экономический рост. Но это — совсем другая история.
