10.02.2026 - 115 лет назад родился главный теоретик космонавтики Мстислав Келдыш

отметили
23
человека
10.02.2026 - 115 лет назад родился главный теоретик космонавтики Мстислав Келдыш
Инженеры верили ему больше, чем приборам: 115 лет со дня рождения главного теоретика космонавтики Мстислава Келдыша.
 
 
Есть знаменитый кадр: фотообъектив запечатлел Королева, Курчатова и Келдыша. Три «К», три человека, которые создали ракетно-ядерный щит СССР. Снимок сделан у дома Курчатова в июле 1959 года. Это была одна из любимых фотографий Сергея Королева, которая всегда висела в его кабинете.
 

Их имена были засекречены. Главный теоретик космонавтики — так представляли Келдыша на пресс-конференциях.

«Эпоха рождает гениев только в том случае, если предстоит изменить жизнь коренным образом. Это случается очень редко. Нам повезло! — писал в своей книге о Мстиславе Келдыше журналист и писатель Владимир Губарев. — Появился ученый, который сначала научил летать самолеты, потом создал крылатые „пули“, пересекающие континенты за считаные минуты, побывал в центре термоядерного взрыва, чтобы описать происходящее там, и, наконец, рассчитал дороги в космос, по которым полетели спутники Земли, космические корабли и межпланетные станции к Луне, Марсу и Венере. Четырнадцать лет он стоял во главе науки Советского Союза и за эти годы вывел ее в мировые лидеры, хотя многие считали, что такое невозможно».

Красивые седые волосы, красивое лицо. И с первых минут общения — впечатление, что имеешь дело с ядерным реактором. Впечатление чего-то скрытого, могучего… Так о Мстиславе Келдыше отзывались практически все, кто его знал, кто с ним работал.

Всю свою жизнь Мстислав Келдыш придерживался трех главных жизненных принципов. Не бороться со злом, а браться и делать добрые, хорошие дела. Не слушать жалобы в отсутствие того, на кого жалоба. Никому ничего не обещать, но уж если пообещал, то сделать, даже если обстоятельства ухудшились.

Главный конструктор Сергей Королев и Мстислав Келдыш (слева направо) на ХХ съезде КПСС. Фото: Александр Сергеев/РИА Новости

 

Формула защиты авиации

Еще в школе у него проявилась склонность к точным математическим и техническим предметам. Мстислав мечтал поступить в Высшее инженерно-строительное училище, где преподавал отец, но лет не хватало, и тогда он поступил в МГУ на математический факультет.

А потом был легендарный ЦАГИ, теоретический отдел, которым руководил академик Сергей Чаплыгин. Именно здесь Келдыш выполнил ряд выдающихся исследований по математике, механике и аэродинамике, гидродинамике. Ученым-инженером, как говорят, его сделала проблема флаттера. Это грозное и таинственное явление, похожее на взрыв, при котором за доли секунд мог разрушиться весь самолет.

Приводилась статистика: с 1935 по 1943 год в Германии произошло около 150 аварий и катастроф из-за флаттера, в США в 1940-1950-х годах — более 100 тяжелых летных происшествий.

Келдыш разработал четкую математическую теорию «флаттера»: она позволила точно определить, на какой скорости возникает угроза самолету. И — предложить меры, исключающие это явление. Советская авиация получила надежную защиту от вибраций. Показательный факт: во время войны разрушений наших самолетов из-за флаттера практически не было.

Его ранние работы в ЦАГИ позволили победить не только опаснейшее явление флаттера (самопроизвольные разрушительные колебания крыльев), уносившее жизни летчиков, но и проблему шимми (разрушение шасси). Эти работы, отмеченные Сталинскими премиями, были выполнены в обстановке, когда семья Келдыша сама пострадала от репрессий, а ученый, несмотря на молодость и «неподходящее» дворянское происхождение, был вынужден работать на пределе сил.

Президент Академии наук СССР Мстислав Всеволодович Келдыш. Фото: Юрий Иванов/РИА Новости

Летчик-испытатель Марк Галлай рассказал о любопытном факте: от сотрудников ЦАГИ потребовали обучиться летать на самолетах. Так успехи Келдыша оказались столь впечатляющими, что ему предлагали стать профессиональным летчиком...

 

«По поручению академика Келдыша»: эти слова решали все

Келдыш участвовал в работах по созданию советской термоядерной бомбы. Он обладал свойством эксперта, свойством задать тот единственный вопрос, который проясняет задачу. Он видел глубоко и далеко вперед, — вспоминал академик Борис Раушенбах: «Что меня поразило — это то уважение, которое он справедливо завоевал не только среди ученых, но и среди руководителей конструкторских предприятий самых разных отраслей промышленности. После произнесения первой фразы: „Я приехал к вам по поручению академика Келдыша“, — дальнейшие переговоры шли поразительно легко…»

 

Главный теоретик космонавтики

В 1955 году Сергей Королев, Мстислав Келдыш и Михаил Тихонравов обратились в правительство СССР с предложением о выведении в космос искусственного спутника Земли. В 1956 году эта идея была одобрена, а Келдыш был назначен председателем специальной комиссии президиума Академии наук СССР по ИСЗ (комиссия по объекту «Д»).

Президент Академии наук СССР, доктор физико-математических наук Мстислав Келдыш во время выступления на торжественном собрании, посвященном Дню космонавтики, в Кремлевском дворце съездов (ныне Государственный Кремлевский Дворец). Фото: Владимир Первенцев/РИА Новости

 

За подготовку полета Юрия Гагарина Мстислав Келдыш был вторично удостоен звания Героя Социалистического Труда (указ не публиковался). «Келдыш видел в Сергее Королеве человека, который избавит его от труднейших организационных технологических забот. Своей задачей он считал проблемные исследования и организацию научных коллективов, выступающих в роли генераторов идей. Это были идеи высшего качества» — рассказывал один из ближайших соратников Сергея Королева академик Борис Черток.

Интересная деталь: иногда на затянувшихся совещаниях Келдыш закрывал глаза и уходил в себя. Все считали, что Келдыш заснул. Но у него была удивительная способность: он не пропускал ничего! «Оказывалось, что Келдыш ухватил всю интересную информацию и своим вмешательством помог принятию наилучшего решения», — вспоминал Черток.

Дочь главного конструктора Сергея Королева рассказывала: с Келдышем ее отца связывали не только деловые, но и дружеские отношения. Они вместе бывали на космодроме, разрабатывали программы научных исследований, выступали с инициативами в правительстве, проводили совещания. Годы совместной работы сблизили их. «Каждый видел в другом не только соратника по общему делу, но и человека высокой интеллектуальной и духовной культуры» — писала Наталия Сергеевна в своей книге «Отец».

 

Математик, дотошно вникающий в самые мелкие инженерные проблемы

Очень многие отмечали, как математик Келдыш очень дотошно, до мельчайших деталей, вникал в самые мелкие инженерные проблемы. Он считал совершенно необходимым присутствовать при подготовке космических пусков на полигоне. Причем обладал какой-то волшебной силой, которая передавалась всем — от рядовых испытателей до разработчиков и ученых.

Интересная история от академика Бориса Чертока: в 1960 году при подготовке запуска первой автоматической станции к Марсу в составе научного оборудования на станции предполагалось разместить аппарат (спектрорефлексометр), который должен был определить, есть ли на Марсе вода, а тем самым — возможна ли на Марсе жизнь.

Келдыш, у которого была потрясающая интуиция, предложил испытать прибор в земных условиях. Так вот прибор показал, что на Земле… нет жизни. После этого прибор был снят, и это дало экономию в 12 килограммов.

Академики (слева направо): Павел Александров, Андрей Тихонов, Мстислав Келдыш, Михаил Лаврентьев в Доме ученых Академии наук СССР. Фото: Анатолий Гаранин/РИА Новости

 

Стратег и защитник науки

С 19 мая 1961 года по 19 мая 1975 года Мстислав Келдыш — президент Академии наук СССР. Помощник президента АН СССР Наталья Тимофеева вспоминала: Келдыш приезжал рано, уходил поздно, рабочий день длился с 9 утра до 10-11 вечера, а то и до полуночи. «Он помнил, что нужно позаботиться о генетике и молекулярной биологии, о механике, о судьбе Каспия, об ускорителях, о вычислительной технике, об эффективности капиталовложений, даже о животноводстве, о Луне, о Венере, о А. Д. Сахарове и многом, многом другом», — отмечала Наталья Леонидовна.

Он пользовался колоссальным авторитетом как у власти, так и у ученых. При нем Академия пережила период бурного роста, превратившись в один из крупнейших мировых центров фундаментальной науки, отмечают в РАН.

Академик Леонид Седов — коллега и друг Келдыша, вспоминал: «Он умел находить и ценить сотрудников, которые являлись перспективными творческими работниками и которые были в состоянии успешно ставить и решать нужные задачи. Честность, правдивость и глубокая заинтересованность в научно-педагогической и технической деятельности в сочетании с чувством высокой ответственности перед обществом являются качествами руководителя, обеспечивающими ему авторитет, необходимый для слаженной деятельности в коллективных работах. Именно эти качества были характерны для М.В. Келдыша, и он требовал их от других».

 

Любил Бетховена и живопись

А вот еще несколько строк из воспоминаний коллег Мстислава Всеволодовича как человека: "… Это был удивительно мягкий человек, который никогда не повышал голоса..."; "… Я никогда не слышал, чтобы он повышал голос хоть на кого-нибудь"; "Я ни разу не слышал, чтобы Мстислав Всеволодович кричал, повышал голос, чтобы он говорил кому-то грубо, даже когда бывал очень раздражен, чем-то очень возмущен".

Потрясающие воспоминания оставила жена Келдыша — Станислава Валерьяновна. Она ласково называла его недотепой. Домом и детьми — дочерью Светланой и сыном Петром — занималась исключительно она. Мстислав Всеволодович, как рассказывали, мог изредка повозиться на даче с розами.

Его любимыми композиторами были Людвиг ван Бетховен, А. Н. Скрябин, Э. Григ. Келдыш серьезно увлекался не только музыкой, но и живописью. Собрал большую библиотеку по истории итальянской, испанской, французской. Как свидетельствуют, прекрасно знал немецкий и французский языки, а почти в пятьдесят лет начал изучать английский.

 

 

 

Добавил aprioric aprioric 16 Февраля
Комментарии участников:
Ни одного комментария пока не добавлено


Войдите или станьте участником, чтобы комментировать