Враг моего врага: на Ближнем Востоке формируются два противоборствующих альянса

На Ближнем Востоке стали формироваться два противоборствующих блока из стран, которые прежде считались близкими союзниками. Пока Турция сближается с Саудовской Аравией, ее ближайший партнер — Азербайджан, ранее укрепивший стратегическое партнерство с врагом Анкары — Израилем, теперь активно сближается с ОАЭ, у которых возникли серьезные трения с Эр-Риядом из-за Йемена. На фоне этого израильский премьер Нетаньяху всерьез обеспокоен тем, насколько сильно выросла армия Египта, который накануне подписал договор о военном сотрудничестве с Турецкой Республикой. Подробности — в материале «Известий».
Заклятые друзья
В начале февраля президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган совершил визиты в Саудовскую Аравию и Египет, в ходе которых подписал пакет важных военных соглашений. Он договорился о сотрудничестве Эр-Рияда и Анкары в области оборонной промышленности. По словам главы государства, речь идет о возможности совместных инвестиций с Саудовской Аравией в направлении разработки турецкого истребителя KAAN.
Турецкий лидер подчеркнул, что Эр-Рияд занимает «особое место» для Анкары в вопросе сотрудничества в сфере оборонной промышленности, транспорта, здравоохранения и инвестиций. Эрдоган добавил, что существует большой потенциал для взаимодействия между странами, связанный с крупными международными мероприятиями, включая Expo 2030 и чемпионат мира по футболу 2034 года, а также с растущим турпотоком из Саудовской Аравии в Турцию.
Эр-Рияд и Анкара, прежде считавшаяся его главной соперницей за влияние на мусульман-суннитов в мире, стали сближаться с 2015 года. Тогда стороны всерьез усомнились в надежности американского партнерства и почувствовали необходимость налаживать собственное военно-политическое взаимодействие. На деньги саудовцев турки начали закупать оружие, которым потом снабжали союзников в Сирийской свободной армии, а базировавшиеся на турецкой авиабазе Инджирлик саудовские самолеты бомбили позиции боевиков ИГИЛ (запрещенная в РФ террористическая организация).После этого сотрудничество стран продолжилось в Йемене, Сомали и Судане. В начале января этого года в Анкаре прошло первое в истории совместное заседание офицеров ВМС Саудовской Аравии и Турецкой Республики. Турецкие власти не раз давали понять, что хотя страна и старается балансировать между ОАЭ и Саудовской Аравией, позиция Эр-Рияда ей гораздо ближе.Подписали военное соглашение
Выступая на совместной пресс-конференции с президентом Египта Абдель Фаттахом ас-Сиси в Каире, Эрдоган сообщил, что стороны прилагают совместные усилия для обеспечения прочного мира и стабильности в секторе Газа и Ливии.
Он также добавил, что Анкара стремится к прекращению огня в Судане с последующим установлением устойчивого мира в этой стране, а также указал на значимость для региона обеспечения стабильности в Сирии, приветствовав заявления египетских властей в поддержку сирийского единства.
По словам Эрдогана, Египет — один из крупнейших торговых партнеров Турции в Африке и стороны планируют довести объем двустороннего товарооборота с Египтом с нынешних $8–9 млрд до 15 млрд.
Турецкий лидер также в очередной раз раскритиковал Израиль, назвав «неприемлемым и посягающим на суверенитет и территориальную целостность Сомали решение Израиля о признании Сомалиленда».
За последние полтора года отношения между Анкарой и Каиром активизировались. Стороны проводили встречи на уровне министров и других высокопоставленных политиков, а лидеры двух стран подписали комплекс документов, главным из которых стало соглашение в военной сфере.
Теперь же, по словам Эрдогана, Турция совместно с Египтом и Саудовской Аравией намерены активно участвовать в региональных дипломатических процессах, особенно касающихся Газы и обеспечения стабильности на Ближнем Востоке в целом.
Нетаньяху не сидит сложа руки
На фоне этого израильский премьер Биньямин Нетаньяху выразил обеспокоенность активным укреплением египетской армии, сообщает израильская газета Ma'ariv. На встрече с парламентариями он призвал не допускать слишком серьезного усиления военного потенциала соседней страны.
Такие опасения в отношении Каира Нетаньяху выражал и прежде. В сентябре прошлого года, как писали американские СМИ, израильский премьер-министр просил власти США надавить на Египет, посчитав, что Каир «предпринял несколько шагов на Синайском полуострове, являющихся серьезным нарушением подписанного в 1979 году договора о мире, создавая на полуострове военную инфраструктуру», включая ту, «которая может быть использована в наступательных целях».
В частности, утверждалось, что египтяне увеличили длину взлетно-посадочных полос на своих авиабазах и построили подземные объекты, которые могут быть использованы для хранения ракет. Каир эти утверждения опроверг, подчеркнув, что присутствие военных на Синае необходимо в первую очередь для защиты египетских границ, предотвращения терактов и пресечения деятельности контрабандистов.
Пока Турция укрепляет союзнические отношения с Саудовской Аравией и Египтом, Израиль рассчитывает на блок с участием Азербайджана и ОАЭ.Азербайджан — единственная страна в мире, которая одновременно является самым близким союзником Турции и одним из двух главных союзников Израиля после США. Как не раз отмечал президент Ильхам Алиев, «любое недопонимание между этими двумя странами беспокоит Баку», поэтому сам глава государства неоднократно выступал посредником в примирении Анкары и Западного Иерусалима и помогал в сближении позиций сторон.
Между Израилем и Азербайджаном сложились исторические связи, в Азербайджане уже долгие годы живет еврейская диаспора, насчитывающая 30 тыс. человек. В настоящее время Баку стал важным гарантом энергобезопасности Израиля: около 40–50% закупаемой им нефти приходятся на поставки по нефтепроводу Баку — Тбилиси — Джейхан. Израиль в свою очередь поставляет в Азербайджан высокие технологии и военную технику.
Активное сближение с ОАЭ
Одновременно с этим развивается стратегическое партнерство Баку с Абу-Даби, который считается главным стратегическим партнером Израиля на Ближнем Востоке. 3 февраля завершились совместные военные учения «Щит мира 2026» с участием военных Азербайджана и ОАЭ. В маневрах участвовали ранее не применявшиеся беспилотники и наземные системы.
Сближение ОАЭ и Израиля в оборонной сфере стало возможным после подписания «Соглашений Авраама» в 2020 году, нормализовавших отношения между странами и открывших путь к экономическому и технологическому сотрудничеству. Стороны активно развивают партнерство в таких секторах, как кибербезопасность, искусственный интеллект и беспилотные системы. Довольно прочными остаются и экономические связи между странами.
В начале прошлого года крупнейший, принадлежащий правительству, производитель оружия в ОАЭ EDGE приобрел 30% акций израильской компании ThirdEye Systems, специализирующейся на разработке технологий искусственного интеллекта и автономных систем безопасности.
Сотрудничество с Израилем дает ОАЭ доступ к передовым военным технологиям, которые ранее были недоступны арабским государствам. На фоне активизации сотрудничества двух стран в СМИ в последние годы появлялись сообщения о том, что израильтяне при поддержке ОАЭ рассматривали возможность создания разведывательной базы на острове Сокотра, расположенном на входе в Красное море, в 400 км к югу от Йемена, что явно противоречит интересам Саудовской Аравии.
«За последние 20 лет Азербайджан и Израиль смогли создать уникальные отношения, а ОАЭ — один из главных союзников Израиля в регионе, так что возникновение этого союза между тремя сторонами вполне ожидаемо и естественно», — пояснил «Известиям» источник, близкий к турецкому МИД.
По его словам, Турция не против укрепления связей Азербайджана как с Израилем, так и с ОАЭ. «У каждого из этих направлений своя динамика, Анкара не против того, что Баку укрепляет свою безопасность. К тому же Азербайджан не будет использовать эти союзы, чтобы как-то навредить Турции, и это главное», — подытожил собеседник.
Понимают возможности и красные линии
Доктор политологии Университета Зальцбурга Камран Гасанов в беседе с «Известиями» отметил, что формирование новых альянсов на Ближнем Востоке обосновано как глобальными процессами, так и региональными. В глобальном плане речь идет о том, что старый миропорядок рушится, старые соглашения перестают действовать и государства начинают искать новые способы обеспечения своей безопасности.
— Долгое время в вопросах безопасности на Ближнем Востоке полагались на американский щит. Но учитывая, что США не всегда защищают своих союзников, как это было в ситуации с Катаром, который подвергся удару Израиля, стало ясно, что американцы не будут прикрывать, — пояснил эксперт.
Специалист добавил, что в этот момент Саудовская Аравия подписала соглашение с Пакистаном. Впоследствии заговорили, что к этой договоренности в ближайшее время может присоединиться Турция.
— У Анкары с Исламабадом изначально были тесные отношения, а с Эр-Риядом у нее были натянутые отношения из-за конкуренции в Ливии, сейчас же позиции сторон совпадают по Судану. Одновременно с этим идет очередная волна конкуренции между Саудовской Аравией и Эмиратами, это связано с ослаблением позиций Ирана в регионе, — рассказал аналитик.
Гасанов сообщил, что теперь страны перестали видеть в Иране такую же угрозу, как раньше, как это было, например, во время гражданской войны в Сирии.
— Страны увидели новых врагов. В частности, Израиль замечает, что Турция усилилась, а Саудовская Аравия и ОАЭ, раньше вместе боровшиеся против Ирана, стали конкурировать. Для того чтобы сдержать друг друга, Израиль образовывает блок с Эмиратами, а Турция — с Саудовской Аравией и Пакистаном. В этот альянс также может войти Катар, — добавил политолог.
По мнению собеседника, Турция и Пакистан, как союзники Азербайджана, хотели бы видеть Баку в своем альянсе.
— Однако сложно представить, что Азербайджан будет участвовать в каких-то антиизраильских действиях этого альянса. Но при этом Азербайджан также вряд ли будет участвовать на стороне Израиля против своих союзников Турции и Пакистана, — считает эксперт.
Специалист отметил, что Баку может примкнуть к альянсу для укрепления своих позиций, при этом будет определенное понимание возможностей и красных линий этого союза.
