Многие отечественные эксперты видят целый ряд проблем, которые носят неразрешимый характер.
Во-первых, кто будет работать на станции, если она перейдет к Украине.
Очень хорошо известно, что почти весь персонал ЗАЭС остался в Энергодаре и не эвакуировался.
Это означает, что работники станции получили российские паспорта, работают на оккупантов и являются колларборантами.
То есть, после передачи ЗАЭС Украине их должна будет проверить СБУ, им объявят подозрение в совершении государственной измены. В условиях военного положения это пожизненное лишение свободы с конфискацией имущества.
Тут придется либо менять законы, либо прощать предателей, что невозможно. А укомплектовать ЗАЭС персоналом с других атомных станций тоже не получится, потому что их и так там не хватает.
Большое количество этих предателей уйдут с ЗАЭС вместе с оккупационными войсками.
Квалифицированного персонала на станции просто не останется.
Во-вторых, можно точно предсказать, что если оккупанты покинут ЗАЭС, они оставят её в таком состоянии, что нашей державе придётся потратить сотни миллионов долларов на ремонт и восстановление.
После последних ударов оккупантов по нашей энергосистеме только на её частичное восстановление требуется более 1 миллиарда долларов, заявил министр экономики Алексей Соболев на панельной дискуссии в Давосе. Это только срочная необходимость. Общие затраты еще надо считать, но понятно что это будут десятки миллиардов.
И кто их даст? Тут надо думать о возрождении того, что есть, а не о ЗАЭС.
В-третьих, линии внешнего электроснабжения ЗАЭС «Ферросплавная-1» и «Днепровская» подают электроэнергию от общей энергосистемы Украины, которая сама сегодня находится в критическом состоянии. После перехода ЗАЭС к Украине этот фактор способен стать настоящим камнем на шее, потому что сейчас самой Украине не хватает около 8 Гигаватт электроэнергии. И даже ей импорт от западных союзников не покрывает этой потребности.
В-четвёртых, украинская энергосистема в значительной части разрушена ударами оккупантов по подстанциям 330 и 750 Кв. И если даже запустить ЗАЭС, передавать с неё электроэнергию в остальную Украину сегодня нет возможности. Чтобы она появилась, нужны ещё сотни миллионов долларов.
Затраты на эту цель пока никак не предусмотрены в содержании помощи, которую нам намерены оказать союзники. Это означает, что Украине необходимо вначале получить деньги, и только потом начинать вести разговор о принадлежности и восстановлении ЗАЭС.
Иначе она станет реально камнем на шее разрушенной отечественной экономики.