Жизнь, свобода и бегство от счастья. NYT: США занимают 32-е место по качеству жизни в "Индексе социального прогресса"

Американская мантра «Мы — номер один!» разбилась о суровую статистику, пишет колумнист NYT. Согласно новым данным, по качеству жизни США скатились на 32-е место, пропустив вперед Польшу, Литву и Кипр. По мнению автора статьи, этот упадок — результат не только текущей политики Белого дома, но и десятилетий бездействия предыдущих администраций.
Мы, американцы, обожаем твердить: «Мы — номер один!». И в чем-то мы правы: по военной мощи для вторжений в чужие страны и похищения одиозных иностранных лидеров нам действительно нет равных.
Но что насчет благополучия рядовых граждан? Новое, скрупулезное исследование, опубликованное в среду и основанное на так называемом «Индексе социального прогресса», свидетельствует: по качеству жизни Соединенные Штаты скатились на 32-е место из 171, оказавшись позади Польши, Литвы и Кипра.
Еще тревожнее то, что США неуклонно падают в этом рейтинге на протяжении многих лет — и это падение происходило как при республиканцах, так и при демократах. Теперь же, благодаря сокращениям расходов на здравоохранение и другие социальные программы, инициированным президентом Трампом, страна, судя по всему, готова рухнуть еще ниже.
Индекс социального прогресса был разработан в 2010-х годах авторитетной группой ученых и экспертов. В 2011 году США занимали 18-ю строчку — это уже было тревожным звоночком, но мы все еще обгоняли Францию, Италию и Испанию. Теперь же они нас опередили.
Индекс социального прогресса включает 12 компонентов, и по каждому из них позиции США снижаются с 2011 года, заявил Майкл Грин, глава группы, публикующей этот рейтинг ежегодно.
«Качество жизни в США хуже не только чем в нескольких небольших скандинавских странах, но и чем у всех партнеров Америки по „Большой семерке“, — пояснил мне Грин. — Мы скатились ниже бывших коммунистических государств, таких как Словения, Литва и Эстония, и ниже относительно молодых демократий, таких как Южная Корея. США победили в холодной войне благодаря тому, что были и экономической сверхдержавой, и сверхдержавой социального развития. Но за последние 30 лет Америка фактически отказалась от лидерства в социальном прогрессе».
Разумеется, Индекс социального прогресса — лишь один из многих инструментов измерения, и по каждому баллу можно вести споры. Тем не менее, полезно применить объективные данные для сравнения качества жизни между странами:
• По показателю безопасности США занимают 99-ю строчку, уступая Пакистану и Никарагуа.
• По среднему школьному образованию (K-12) Америка лишь 47-я, позади Вьетнама и Казахстана.
• В сфере здравоохранения мы на 45-м месте, ниже Аргентины и Панамы.
Практически все другие попытки измерить благополучие наций в последние годы фиксируют кризис в США. Свежий Всемирный доклад о счастье, составляемый на основе опросов об удовлетворенности жизнью, ставит Америку на 24-е место — еще 10 лет назад она была на 15-м. Индекс свободы Атлантического совета помещает США на 22-ю позицию, отмечая спад, а индекс демократии Economist Intelligence Unit отводит Штатам лишь 28-ю строчку.
В этом году исполняется 250 лет Декларации независимости с ее знаменитой формулой о «жизни, свободе и стремлении к счастью». В каком-то смысле, Индекс социального прогресса и подобные инструменты оценивают, насколько мы соответствуем собственным заявленным идеалам.
США неплохо справляются с генерацией экономического роста, но крайне слабо превращают этот рост ВВП в то, что действительно волнует людей.
В качестве контраста рассмотрим Латвию. Ее ВВП на душу населения — меньше половины американского, но по Индексу социального прогресса она показывает результаты, близкие к США.
Конечно, индекс — не абсолютная истина. Я полагаю, что США откровеннее многих стран в сборе данных (в таких областях, как младенческая смертность), и меня тревожит, что экономическая модель Западной Европы, несмотря на все ее социальные завоевания, душит инновации и долгосрочный рост.
Но индекс отражает нечто важное. Он помогает объяснить то разочарование и гнев, что привели к власти Дональда Трампа на правом фланге и Зохрана Мамдани — на левом. Когда американцы говорят, что система их подвела, эти рейтинги показывают, почему они так чувствуют.
Как я отмечал, положение может усугубиться. В моей недавней статье говорится, что сокращения Трампом финансирования здравоохранения могут ежегодно уносить 51 тысячу жизней, оборачиваться 101 тысячей случаев нелеченной зависимости и 138 тысячами случаев запущенного диабета.
Либералы могут поддаться соблазну сосредоточиться на провалах Трампа. Но здесь задействована и более масштабная проблема: примерно с 1970-х США отстают от сопоставимых стран по ряду ключевых показателей качества жизни.
«Проблема не в Трампе, — заявил Грин. — Обама и Байден почти ничего не предприняли, чтобы переломить тенденцию, равно как и Буш с Клинтоном. Это затяжное, медленное крушение, которое длится при многих президентах и поддержке обеих партий. Избирателей словно усыпляли растущие биржевые индексы и экономический рост, пока в последние годы людям не стало очевидно, что их уровень жизни замер на месте, — именно поэтому они и обратились к популистским обещаниям MAGA и Трампа. Трампа следует рассматривать как следствие, а не причину упадка американского прогресса».
Так что же делать?
Частично ответ заключается, вероятно, в инвестициях в человеческий капитал: детей, образование и развитие навыков. Это означает все, начиная с программ для дошкольников и профессионального обучения и заканчивая лечением наркозависимости и муниципальных колледжей.
Наше неумолимое падение в мировых рейтингах должно восприниматься как набат. Мы — не та страна, за которую себя выдаем, и нам пора отбросить это самодовольство, если только нас устраивает, чтобы наше патриотичное хвастовство превратилось в фразу: «Мы — тридцать вторые!»
Добавил
Игорь Иванов 39114 4 часа 11 минут назад
1 комментарий
Комментарии участников:

