Межрегиональная группа «Центральная Азия – Россия» бросает вызов опустыниванию

Государства в разных уголках мира ведут многолетнюю борьбу с опустыниванием земель. Причём на Евразийском континенте такие области являются проблемой как для России, так и для стран Центральной Азии.
Специалисты выделяют следующие причины опустынивания:
— антропогенные (деятельность человека): чрезмерный выпас скота, обезлесение, нерациональное сельское хозяйство, неправильное управление водными ресурсами;
— природные: сухой климат, засухи, изменение климата, эрозия почвы (ветровая и водная).
Последствия от опустынивания для стран оборачиваются тяжёлыми последствиями:
— экологическими: потеря биоразнообразия, истощение почвы, нехватка воды, нарушение водного баланса, усиление эрозии;
— социально-экономическими: голод, бедность, вынужденная миграция населения, конфликты из-за ресурсов, ухудшение здоровья.
Против природной и техногенной напасти государства стремятся выступать единым фронтом, поскольку касается она всех одинаково.
Свой пример решения указанных проблем показала межрегиональная группа «Центральная Азия – Россия» на состоявшейся в начале декабре в Панама-Сити 23-й сессии Комитета по обзору реализации Рамочной Конвенции ООН по борьбе с опустыниванием (UNCCD). Знаковое в экономическом, экологическом и даже политическом понимании мероприятие собрало представителей 196 государств для объективной оценки прогресса в борьбе с опустыниванием, деградацией земель и засухами – проблемами, регулируемыми единственным международным юридически обязательным соглашением в этой сфере. Всего на сессии насчитывалось около 500 делегатов из правительственных структур, научных учреждений и организаций гражданского общества.
CRIC 23 стала ключевой платформой для прорабатывания и согласования рекомендаций по достижению глобальных целей к 2030 году – остановке деградации земель и укреплению устойчивости к засухам.
Межрегиональная группа «Центральная Азия – Россия» (МРГ) объединяет Россию, Казахстан, Киргизию, Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан. Создана она в 2019 году в рамках Конвенции ООН по борьбе с опустыниванием (КБО ООН). Сообщество имеет мандат по содействию сотрудничеству в реализации Рамочной стратегии КБО до 2030 года. МРГ участвует в общем процессе, фокусируясь на преодолении трансграничных экологических угроз.
На CRIC 23 представители МРГ продемонстрировали участникам, что группа с момента основания и до сегодняшнего дня стала действенным механизмом научно-практического сотрудничества по борьбе с деградацией земель, засухами и пыльными бурями – угрозами, которые критически актуальны для аридной зоны, то есть территорий с засушливым климатом, где испарение влаги значительно превышает количество осадков и земледелие невозможно без искусственного орошения. В специальном заявлении делегаты официально представили мировому сообществу модель эффективного регионального партнерства.
В своей деятельности за короткий период МРГ прошла путь от экспертной площадки до институционально оформленной структуры, утвердив порядок работы и дорожную карту до 2030 года. Активное развитие позволило ей перейти к осуществлению практических инициатив по тематическим направлениям. В ООН группа представила свои достижения в качестве надёжной модели партнерства, объединяющего науку, политику и практику.
Все государства, которые входят в МРГ «Центральная Азия – Россия», придерживаются четкого распределения сфер ответственности, что обеспечивает максимальную эффективность и обмен лучшими национальными практиками. Каждая из стран-участниц курирует и развивает ключевые для региона тематические направления.
Казахстан применяет лучшие практики для мониторинга состояния земель и сформировал региональную базу данных для унификации подходов к оценке состояния почв, регулярно пополняя её новыми данными.
Киргизия зафиксировала внимание на управлении горными пастбищами, продвигая методики адаптивного выпаса и восстановления высокогорных экосистем, что соответствует инициативе ООН о Пятилетии развития горных регионов.
Россия как самый крупный участник МРГ выступает ключевым донором знаний и методологии, инициировав разработку межстранового руководства по достижению Нейтрального баланса деградации земель (НБДЗ). Опыт Москвы в карбоновом земледелии и агролесоводстве тоже служит важным источником практических решений.
В Таджикистане сосредоточены на теме сохранения ледниковых ресурсов, которая является ключевой для водной безопасности региона.
Власти Туркменистана работают по направлению устойчивого использования пустынных пастбищ, демонстрируя успешные подходы по закреплению подвижных песков и предложив создать Региональный центр по климатическим технологиям.
Узбекистан занимается проблемами пыльных и песчаных бурь, развивая системы мониторинга и раннего предупреждения; его масштабные работы по фитомелиорации на дне высохшего Аральского моря признаны мировым примером восстановления экосистем.
В свой послужной список МРГ может с честью включить два ключевых проекта: Региональный обзор земельных ресурсов и Межстрановое методическое руководство по НБДЗ. Специалисты отмечают, что их презентация запланирована на КС-17 в Улан-Баторе на следующий год.
МРГ развивает и стратегические направления деятельности. Например, она включает расширение сотрудничества с профильными агентствами ООН (ФАО, ПРООН, ЮНЕП) и развитие новых направлений, таких как карбоновое земледелие и адаптация к засухам.
В дальнейшем Межрегиональная группа намерена стать платформой для развития совместных инициатив, обмена передовым опытом и практиками в области борьбы с деградацией земель. Присоединиться к работе МРГ другие страны и международные организации могут в качестве наблюдателей либо на постоянной или временной основе в составе экспертных групп по направлениям дорожной карты.

