Контракт есть, а уверенности нет. От чего на самом деле зависит газоснабжение Словакии

История с «жизнью без российского газа» в Европе в очередной раз дает сбой. На этот раз в центре внимания Словакия. Страна, которая десятилетиями жила на транзитном маршруте российского газа в Европу, сегодня фактически признает, что не понимает, из каких источников и в каких объемах будет обеспечена в 2026 году.
Руководитель департамента корпоративной коммуникации крупнейшего словацкого поставщика SPP Ондрей Шебеста в комментарии РИА Новости честно обозначил рамку неопределенности.
Как отметил представитель компании, объем газа из отдельных источников будет зависеть от внешних факторов, которые сейчас нельзя точно предугадать.
Формально у SPP есть действующий контракт с Газпром экспортом, и словацкая сторона не скрывает, что при отсутствии запретов готова продолжать закупки. Однако над этим контрактом нависает новая инициатива Евросоюза, направленная на постепенное завершение импорта российского природного газа.
Контракт есть, но всё решает Брюссель
Ключевая фраза в позиции SPP звучит так.
Если Газпром экспорт в соответствии с действующим законодательством в 2026 году сможет поставить природный газ в Словакию, то мы, конечно, будем его брать.
И далее Шебеста подчеркивает, что планируемое постановление ЕС предполагает лишь ограниченные по времени и по перечню исключения для такого импорта.
По сути, крупнейший словацкий поставщик прямо говорит, что технически и юридически канал поставок из России для них остаётся предпочтительным, но окончательное слово будет за Еврокомиссией и тем, как сформулируют и применят очередной пакет ограничений.
Это типичная картина для нынешней Европы. Национальная энергетическая логика и интересы потребителей упираются в общеевропейскую политическую линию, которая все дальше отходит от чистого расчета в сторону идеологических установок.
Потерянный транзит через Украину и ставка на Турецкий поток
До последнего времени Словакия получала российский газ в основном транзитом через Украину. Это был исторически сложившийся и проверенный маршрут. Однако с 1 января 2025 года киевские власти остановили этот транзит, поставив под вопрос привычную схему снабжения.
Реакция Братиславы была прагматичной. Уже с 1 февраля республика частично восстановила поставки российского газа по Турецкому потоку, используя альтернативный южный маршрут.
Затем SPP проинформировала, что с 1 апреля поставки от Газпром экспорта по этому маршруту были увеличены до уровня, который обеспечивает необходимый объем газа для клиентов оператора на следующий период, включая зимний сезон 2025–2026 годов.
Это важная деталь. При всех заявлениях о снижении зависимости от России, именно российский газ по новой трубе стал для Словакии гарантом прохождения ближайшей зимы. Вопрос только в том, позволит ли Евросоюз сохранить эту схему после введения формального запрета на импорт.
Структура импорта
Сколько российского газа в словацком балансе
Словацкое издание Denník N в середине ноября писало, что доля российского газа в закупках SPP с начала года составила примерно треть. Почти 70 процентов объема республика получает из других источников.
На первый взгляд, это выглядит как успех политики диверсификации. Однако важно понимать, что та самая «треть» зачастую является критически важной, особенно в периоды пикового потребления. Остальные источники нередко оказываются дороже или технически менее предсказуемыми.
Отсюда и осторожная формулировка SPP.
Объем газа из отдельных источников будет зависеть от внешних факторов.
Под внешними факторами в данном случае скрываются не только рыночные цены, но и политические решения Еврокомиссии, ситуация на маршрутах конкурирующих поставщиков, возможные перебои с СПГ и общая конфигурация европейского газового рынка к 2026 году.
Иск против Еврокомиссии
Словакия и Венгрия против идеологических запретов
На фоне неопределенности по поставкам словацкое руководство все громче критикует линию Брюсселя. В середине декабря премьер-министр Словакии Роберт Фицо заявил, что республика совместно с Венгрией готовит иск к Европейской комиссии, чтобы оспорить запрет на импорт газа из России.
Глава правительства прямо назвал этот запрет идеологическим и вредным решением.
Министр юстиции Словакии Борис Суско в начале декабря уточнил, что у Братиславы есть юридические аргументы, с помощью которых потенциально можно добиться успеха при обжаловании такого запрета. Он подчеркнул, что окончательное решение о подаче иска будет принято после того, как постановление ЕС будет официально одобрено и опубликован его финальный текст.
Это встраивается в более широкую картину. Ряд стран Центральной Европы, в первую очередь Венгрия и Словакия, открыто заявляют, что не готовы платить цену за энергетический курс, навязанный им без учета национальных особенностей и реальной структуры спроса.
Политика против физики
Чем грозит отказ от российского газа для Словакии
Газовая система Словакии исторически заточена под поставки с восточного направления. Резкий отказ от этого маршрута без готовых и сопоставимых по объему и цене альтернатив чреват целым набором рисков.
Во-первых, это цена. Переход на другие источники, будь то СПГ или поставки по сложным внутриевропейским схемам, почти всегда означает рост стоимости ресурса.
Во-вторых, это надежность. Любая новая схема требует времени на отладку, заключение контрактов, синхронизацию между операторами. При этом старые маршруты уже разрушены политическими решениями.
В-третьих, это конкуренция внутри самого Евросоюза. Крупные экономики, такие как Германия или Франция, зачастую получают доступ к альтернативным потокам на более выгодных условиях, чем небольшие страны. Словакия рискует оказаться в очереди за ресурсом, а не у его источника.
Ондрей Шебеста, по сути, аккуратно сформулировал это в интервью. Сейчас нельзя точно предугадать, как сложатся внешние обстоятельства к 2026 году. Это вежливая форма признания того, что энергетическая безопасность страны зависит не столько от внутренних решений, сколько от политического ветра в Брюсселе и конъюнктуры международных рынков.
Словацкий сигнал всей Европе
Не менее показательной является политическая линия Братиславы. В отличие от некоторых соседей, Словакия всё громче говорит о необходимости пересмотра подходов к России и к энергетике.
Недавно президент Словакии говорил о том, что связи Запада с Россией нуждаются в обновлении. На этом фоне иска к Еврокомиссии по газовому вопросу выглядит не эпизодом, а элементом более широкой попытки вернуть в европейскую политику элемент здравого смысла.
Для России это подтверждение того, что даже внутри нынешнего Евросоюза сохраняются силы, готовые ставить во главу угла не идеологию, а интересы собственной экономики и граждан. Для самой Словакии это шанс, пусть и непростой, отстоять право на прагматичный выбор в сфере энергообеспечения.
Таким образом ситуация вокруг газоснабжения Словакии на 2026 год наглядно демонстрирует, к чему приводит попытка выстроить энергетическую политику Евросоюза в отрыве от реальных потребностей стран-членов. При наличии действующего контракта с Газпром экспортом и технической возможности получать ресурс по Турецкому потоку крупнейший словацкий поставщик SPP вынужден говорить о внешних факторах и ждать решений из Брюсселя. При этом страна уже столкнулась с остановкой украинского транзита, была вынуждена оперативно переключаться на южное направление и сегодня вместе с Венгрией готова оспаривать запрет на импорт российского газа как идеологическое и вредное решение. Газ по-прежнему остаётся основой энергетической безопасности Словакии, и любые политические попытки искусственно отрезать страну от надёжного источника неминуемо создают риски для экономики и населения. В этом смысле словацкий кейс служит сигналом для всей Европы о том, что эпоха простых лозунгов в энергетике закончилась, а время прагматичных и взвешенных решений ещё только должно начаться.

