«Не пускайте их именно туда!» России дали совет, как убрать 50% мигрантов

отметили
19
человек
«Не пускайте их именно туда!» России дали совет, как убрать 50% мигрантов

… После Объединённых Арабских Эмиратов, Саудовской Аравии или Бахрейна это удивительно, но всё так — водители такси в султанате Оман, расположенном на юге Аравийского полуострова — только оманцы. «Устроиться на работу таксистом можно в возрасте с 21 до 60 лет, — рассказывает мне сотрудник транспортной компании Мохаммад аль-Сайеди. — Претенденты обязаны зарегистрироваться в цифровом приложении, и иметь оманское гражданство. Нанимать иностранцев не разрешается». Это и удивляет. Оман — стандартная нефтяная монархия, но количество гастарбайтеров здесь строго ограничено. Хотя, в соседних королевствах местного жителя в такси днём с огнём не сыщешь — водят индийцы и пакистанцы. В Омане с 1988 года проводится политика «оманизации» — в первую очередь работу должны получать граждане страны, а потом уже трудовые мигранты. Власти составили список из 38 (!) профессий, где участие гастарбайтеров строго запрещено — и расширяют его каждый год. Конечно, оманцы не могут полностью заменить иностранную рабочую силу — «гости» присутствуют здесь в строительстве, медицине и сфере услуг. Тем не менее, в ОАЭ мигрантов — 80 % населения, в Бахрейне — 65 %, а в Омане — 44 %. «Работодатели обязаны брать оманцев на хорошую работу и платить им хорошие деньги, — считает IT-специалист Абдалла аль-Хаджат. — Я не вижу тут никаких проблем». Удалась ли программа замещения гастарбайтеров своими гражданами, и подходит ли оманский вариант для России? В ситуации пробовал разобраться обозреватель aif.ru.

Электрики лишь местные

25-летний Фейсал аль-Самир занят в туризме: кстати, владеть турагентствами аналогично могут только граждане Омана. «Вы сами видите, — говорит он. — У нас и таксисты, и водители междугородних автобусов — оманцы. Жители государства лучше знают дороги, арабский язык, куда аккуратнее в способах вождения. Год назад было объявлено, что отныне только оманцы имеют право перевозить грузовиками продукты питания, медикаменты, бензин — значит, фирмам нужно нанимать конкретно оманских водителей. Я считаю, это нормально: перевозки важной продукции являются вопросом национальной безопасности, и лучше доверять подобные вещи „своим“. Для оманцев зарезервированы и такие должности, как продавец автомобилей (в том числе и подержанных), веб-дизайнер, программист, специалист по маркетингу, и… электрик! Возможно, это покажется вам смешным, но электрик — серьёзная профессия, незачем отдавать её во владение иностранцам. Случись форс-мажор, снова карантин ввиду эпидемии, мигрантов не пустят в страну — где у себя дома мы найдём специалиста проводку починить? Поэтому, даже в морском порту зарезервированы должности сугубо для оманцев — и водитель погрузчика, и крановщик. Вы скажете — „о Аллах, как же так, в переполненном нефтью султанате люди работают на погрузке и дальнобойщиками! Вы могли нанять себе слуг и целыми днями отдыхать!“ Знаете, нефть не вечна. Её уже меньше, чем раньше. Мы должны думать о будущем нашей страны, а не полагаться на труд иностранцев».

«Завтра упадёт нефть»

В гостиницах Омана на ресепшене часто встречаются оманцы в национальной одежде: существует официальная квота, и работодатели её соблюдают. По моему личному мнению, качество работы некоторых служащих похуже. По сравнению с теми же индийцами и пакистанцами, работают они медленнее и тяжелее решают любые проблемы. У меня в городе Сохар возникло непонимание — никак не могли заселить в номер отеля. Менеджер-оманец решал вопрос полчаса, и потерпел неудачу. Менеджер из Индии организовала всё за 5 минут. «Оман относительно недавно начал развивать туризм, — полагает сотрудник туристической компании Ахмед Саифулла. — Люди учатся, полагаю, скоро они изменятся.

Правительство предыдущего султана, Кабуса бен Саида, поставило на качественное образование оманцев, уделяло этому много времени, вложило огромные деньги — сейчас у нас есть отличные банковские работники, квалифицированные инженеры-нефтяники, превосходные IT-специалисты. В госсекторе с грамотным персоналом давно всё в порядке. Власти так же запустили программы для подготовки кадров частному бизнесу — ведь наши торговцы предпочитают гастарбайтеров, их услуги дешевле. Сегодня „частники“ в большинстве своём не слишком довольны: они считают, чиновники силой заставляют их нанимать „дорогих“ в оплате оманцев. А они желают „выписать“ мигрантов, чтобы трудились на них за какую-то мелочь. Напрасно. Никогда не следует думать — ах, у нас есть нефть и чудесная жизнь. Завтра нефти не станет, либо произойдёт падение цен, и вот у нас в стране сотни тысяч безработных. Начинать надо с малого. Я знаю, в России много „гостей-рабочих“. Даю вам совет — не пускайте их именно в такси: снизите миграцию сразу на 50%».

Мигранты не хотят уйти

В то же время, часть опрошенных мной (как оманцев, так и гастарбайтеров) настроены к «оманизации» довольно скептически. «Нужные результаты пока не достигнуты, — утверждает гражданин Индии Кришна Синджай, отработавший в Омане 10 лет в сфере услуг. — Почему „частники“ настойчиво приглашают гастарбайтеров? Дело не только в цене — они работают качественнее. Для работодателя важно, чтобы обученный оманский персонал в гостиницах или кафе снижал его расходы, а не увеличивал их. Определённые вещи оманцы точно делать не станут: например, подметать улицы или строить здания на жаре +50. Когда 37 лет назад начали реформу „оманизации“, предполагалось, что к текущему году останется лишь 25% трудовых мигрантов — а на самом деле, нас почти половина.

Опора на собственные кадры — правильная политика, мне нечего возразить. Но не получится ли так, что увеличивая число „запрещённых“ для мигрантов профессий, останешься вообще без специалистов?». Это повод задуматься. В сфере такси в Омане не всё гладко — если нужно ехать на дальнее расстояние, водители постараются завысить цену в 2, а то и в 3 раза. Торговаться приходится на каждом шагу — и за гостиницу, и за поездку, и за сувениры. Понятно, что это оманский национальный менталитет, тут нет претензий. В то же время, хочется, чтобы работа делалась качественно, иначе и верно неясно — для чего тогда сокращать гастарбайтеров? Фейсал аль-Самир уверяет меня — Оману нужно чуть больше времени. «Гостеприимство здесь в чести, — объясняет он. — Перед эпидемией ковида к нам приехали 4 миллиона туристов, и всем понравилось. Мы любим иностранцев, и оманцы к ним прекрасно относятся. Сервис обязательно станет лучше. И я считаю, надо по-прежнему расширять список профессий, доступных только оманцам. Чем скорее мы обучим новых специалистов, тем лучше для государства».

… Что тут сказать? «Оманизация» — весьма интересный метод, а привлечение своих граждан в определённые профессии значительно улучшает экономику и безопасность. В то же время, работа должна делаться великолепно, а не по принципу — «мы выполнили закон, наняли местных, дальше хоть трава не расти». Тем не менее, в отличие от соседних «нефтяных королевств», Оман смог снизить у себя долю трудовых мигрантов. Стоит ли России это копировать? Не знаю. Но присмотреться к опыту — конечно же.

Добавил Kalman Kalman 15 Декабря
Комментарии участников:
aprioric
+4
aprioric, 15 Декабря , url

Завтра это вопрос будет рассматриваться в Думе?

Чтоб к нам завести только оманцев? и проводить «оманизацию»? 😊😊😊

Леонид Степанович
-5
Леонид Степанович [вечный бан], 15 Декабря , url
Комментарий удален
Алла Тимофеевна
-3
Алла Тимофеевна [вечный бан], 15 Декабря , url
Комментарий удален


Войдите или станьте участником, чтобы комментировать