Стало известно об отказе россиян от использования отчества в устной речи

отметили
21
человек
в архиве

Редактор Киселева допустила отказ россиян от использования отчеств в устной речи

Россияне все реже используют отчества в повседневном общении, и со временем такие обращения могут полностью исчезнуть из неформальных ситуаций, сообщила главный редактор портала «Грамота.ру» кандидат филологических наук Ксения Киселева.

Киселева отметила, что: «Конечно, в паспорте и других документах отчества останутся, но ситуаций, в которых они нужны, станет меньше. Сегодня мы видим явное стремление к более молодежной, менее формальной коммуникации», передает РИА «Новости».

Эксперт подчеркнула, что традиция обращения по отчеству еще сохраняется при общении с врачами и преподавателями, где она считается нормой. Однако в журналистике, банковской сфере, МФЦ и многих рабочих коллективах отчеством давно уже не пользуются, предпочитая обращаться к коллегам только по имени.

Добавил Kalman Kalman 23 Ноября 2025
проблема (1)
Комментарии участников:
Kalman
+11
Kalman, 23 Ноября 2025 , url

Так себе тенденция. Конечно в дружеских отношениях допустимо обращение и без отчества, но в формальных отношениях это снижает уровень вежливости и уважения. Так можно и до кличек и погонял докатиться.



apriorico
+6
apriorico [вечный бан], 23 Ноября 2025 , url
Комментарий удален
apriorico
+6
apriorico [вечный бан], 23 Ноября 2025 , url
Комментарий удален
precedent
+2
precedent, 24 Ноября 2025 , url

Это к чему?...)

Lynnot78
+10
Lynnot78, 23 Ноября 2025 , url

Молодёжный/ дружеский стиль общения и фамильярность не имеют отношения к этикету, учётным данным и документообороту от слова совсем.

precedent
+1
precedent, 24 Ноября 2025 , url

Да, что Вы говорите? Давно с деловых бесед? )) Вы ИКАО научите документообороту. 

Минюст России, ФМС России, РАН и т.д. К слову, гражданин вправе вообще от отчества отказаться, если законом не обязан к его использованию. И судебная практика на этот счёт имеется. 

i16chatos
+13
i16chatos, 23 Ноября 2025 , url

Что за чушь! Эту хрень либерда пыталась протащить при пьяном борьке — не вышло. Теперь некая дура пытается опять. При том, что ничего подобного нет! Как и сто, и двести лет назад обращение в любом коллективе имеет все градации, от «Васьки» до «Василия Ивановича», и зависит не от либерды и их моды, а исключительно от возраста собеседника.



i16chatos
+7
i16chatos, 23 Ноября 2025 , url

 Ну а смысла в этих поползновениях 2. Во первых, попытка приближения к «цивилизованным» наглосаксам. И во-вторых, разрушение общинных связей, что выгодно Известно Кому.

sant
+4
sant, 23 Ноября 2025 , url

это называется «сатанизм», а не «цивилизованность»

precedent
+1
precedent, 24 Ноября 2025 , url

А может к китайцам, например? У них нет отчества. 

i16chatos
+6
i16chatos, 24 Ноября 2025 , url

По мере поиска новых хозяев либерда переместится к китайцам. Но пока китайцы для них — не хозяева

magmaster
+1
magmaster, 24 Ноября 2025 , url

Отрадно видеть понимающего человека.

Единственное хочу добавить, что голос то звучит из наших СМИ и типа от кандидатки филологических наук… Сея информацию в неискушенные политикой головы.  Власовцы из пятой колонны не дремлют.

sant
+4
sant, 23 Ноября 2025 , url

исключительно от возраста собеседника.

поправлю — исключительно от уважения собеседника

напомню — пропаганда ЛГБТ запрещена, ТС по тонкой грани ходит...😊

эту Киселеву ещё не объявили инагентом и экстремистом?
а пора бы — это как с нетвойнистами — чуть пропустишь — и готово...

Kalman
0
Kalman, 23 Ноября 2025 , url

напомню — пропаганда ЛГБТ запрещена, ТС по тонкой грани ходит...😊

 Совсем ебанулся?

precedent
+1
precedent, 24 Ноября 2025 , url

Ага, расстрелять филолога, закопать и надпись написать. Но сначала ввести новый статус расстрелять «ортодоксальный экстремист» (не «тормоз» же и не «троглодит», чтобы не обидно было). 

Ну и чего мы опять визжим и скачем?.. Филолог свои наблюдения и анализ, вероятно, основывает на московской агломерации. Что, в принципе, правильно и обоснованно. Сверхконцентрация капитала и ресурсов, десятки миллионов человек, столица.  И ещё Москва — город, в котором пересекаются в работе и жизни граждане из десятков субъектов РФ, государств, культур, сотен народов. Чтобы работать быстро, эффективно работают во многом на международных стандартах. 

Но, давайте посмотрим на российское законодательство. Имя ребенку дается по соглашению родителей, отчество присваивается по имени отца, если иное не предусмотрено законами субъектов Российской Федерации или не основано на национальном обычае (статья 19 Гражданского кодекса РФ). Аналогичные нормы в диспозиции - часть 4 статьи 18 Федерального закона №143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» отчество ребенка записывается по имени отца, если иное не основано на национальном обычае, пункт 2 ст. 58 Семейного кодекса РФ. Субъекты РФ имеют компетенцию принимать законы и нормы относительно того используется отчество или нет.  

А ещё запутаешься: у кого- то нет отчества, у кого- то «оглы», у кого- то «ибн», у кого — то «кызы», у кого — то и вовсе отчество становится фамилией (как у исландцев), у кого- то полное — до прадедов, у кого-то нет его, как у тех же китайцев и так далее 

Молодой специалист приходит и для всех он Иван Петров. Потом проходит 15 лет, благодаря устойчивости российской экономики без переворотов, и он уже немолодой. Но все равно Иван Петров. А в глубинке бы уже звали «Иваныч» или «Владимирович». 

Отчества наши для носителей других языков сложно произносимы, для нас — их отчества.  

Ну и по международным стандартам «имя, фамилия» безо всякого отчества. 

Уважительность.  Ну, вспомните. Раньше чаще говорили «Леонид Брежнев» или «Леонид Ильич», посмотрите в поиске «Владимир Путин» и «Владимир Владимирович Путин».  

Что касается обращения, то, конечно, все зависит от множества факторов и обстоятельств. Об этом филолог и упомянула. Заголовок искажает ее слова. Неформальное общение чаще, чем формальное. И случаев, и ситуаций, когда безболезненно опускается отчество, все больше.  

Lynnot78
+1
Lynnot78, 24 Ноября 2025 , url

Да у тех же европейцев зато есть по два и больше имён, бывают дополнения старший/ младший и первый- второй, если что совпадает, а у рождённых в более-менее высоких слоях общества — родовое имя. В повседневном общении это, конечно, обычно не употребляется, но во всех записях фигурирует. У Артура Конан Дойля, например, полное имя- Сэр Артур Игнейшус Конан Дойл. Может, предложить как в старом русском флоте однофамильцев во избежание путаницы нумеровать? Например, Степанов -8, Иванов -7 -? Одному лейтенанту Иванову по монаршему указу фамилию чисто буквенную сделали- был Константин Петрович Иванов -13, стал Иванов-Тринадцатый. Юмор у государя Николая Второго был своеобразный.

precedent
0
precedent, 6 Декабря 2025 , url

Вы не поняли, что речь идёт не о наличии отчества, а об обыкновении обращаться опуская его? ...

Дерша Doit
-5
Дерша Doit [вечный бан], 23 Ноября 2025 , url
Комментарий удален
sant
+6
sant, 23 Ноября 2025 , url

Ну я вообще либераст

ты совсем запутался — потому что ты педераст.

Дерша Doit
-7
Дерша Doit [вечный бан], 23 Ноября 2025 , url
Комментарий удален
sant
+3
sant, 23 Ноября 2025 , url

напечатай тут пароль от Юлька с н2 Юлька с н2 и В.В.Путин В.В.Путин

Схлопывание
-6
Схлопывание [вечный бан], 23 Ноября 2025 , url
Комментарий удален
Последняя надежда
-6
Последняя надежда [вечный бан], 24 Ноября 2025 , url
Комментарий удален
Влад51
+6
Влад51, 23 Ноября 2025 , url

Добавлю, в инете, особенно в соцсетях, много мудаков именуют себя только по имени и отчеству, скрывая фамилию, такая вот конспирация.

Occ
+4
Occ, 23 Ноября 2025 , url

Иногда появляются такие люди которые хотят хайпануть на нигилизме — а давайте похороним Ленина, а давайте забудем праздник 9е мая, а давайте откажемся от отчеств. Но как показывает практика — отрицание или незнание истории больно бьет бумерангом по следующим поколениям. А кфн действительно должна знать разницу между фамильярностью, дружеским общением и вежливым обращением. Может она так себе кфн, не шарит особо.

precedent
+1
precedent, 24 Ноября 2025 , url

В чем и кого «нигилизм»? Я вижу нигилизм как раз у вас. 

На Патриках
-4
На Патриках [вечный бан], 24 Ноября 2025 , url
Комментарий удален
suare
+5
suare, 23 Ноября 2025 , url

У меня иссяк боезапас модераторских БАНов (остался последний на ночь).

Просьба очистить список новых забаненных клонов «штатного клоновода» посредством перевода их на «вечные БАНы

На Патриках
-4
На Патриках [вечный бан], 24 Ноября 2025 , url
Комментарий удален
RussiaRulit
+3
RussiaRulit, 24 Ноября 2025 , url

Вспоминаю, как друг рассказывал, как он познакомился с отцом своей девушки… Тот приехал за ней, по окончанию свиданки, типа поздно,  и так надёжнее… Так вот, отец девушки представился как «Сергей», без отчества… 🤷🏼‍♂️

precedent
+1
precedent, 24 Ноября 2025 , url

И что такого — то? 

На Патриках
-5
На Патриках [вечный бан], 24 Ноября 2025 , url
Комментарий удален
X86
+3
X86, 24 Ноября 2025 , url

у меня сосед представился как «дядя Коля», так и называю его. И так проще)

sant
+2
sant, 24 Ноября 2025 , url

ну правильно — ДЯДЯ Коля

Коляном же тебе в голову не приходит его назвать? 😊

а вот когда в официальных СМИ вдруг в 90-е начали писать «Леонид Брежнев», то это воспринималось уже как неуместное панибратство, ладно уж «Бориска Ельцин» — он это заслужил...😊

X86
+1
X86, 24 Ноября 2025 , url

Ну, такое. А например, охранник на въезде — Николай. Он так представился. Я с ним здороваюсь как с Николаем. А ему лет на 25 больше чем мне.

sant
+1
sant, 24 Ноября 2025 , url

ну куда уж тут деваться! 😊😊😊

Lynnot78
+2
Lynnot78, 24 Ноября 2025 , url

Скорее, тут корни растут из моды на «молодёжность». Что, однако, является «эйджизмом».😅 Типа, для правительства 70- летний мужчина находится в расцвете сил и является секс-символом, а для работодателя — брюзгливым, больным и вредным стариканом.



Войдите или станьте участником, чтобы комментировать