
В ходе длившегося 2,5 года процесса над 28 военными преступниками из числа высшего военного и гражданского руководства Японской империи (среди них четыре бывших премьер-министра, одиннадцать министров, восемь генералов и два посла) было проведено 818 открытых судебных заседаний и 131 заседание в судейской комнате. Трибунал принял 4356 документальных доказательств и приобщил к делу 1194 свидетельских показания. Виновность всех подсудимых была неопровержимо доказана.
В состоявшем из 1214 страниц приговоре констатировалось, что на протяжении рассмотренного трибуналом периода 1928-1945 годов внешняя и внутренняя политика Японии была направлена на подготовку и развязывание агрессивных войн, а подсудимые совместно с руководством Германии и Италии стремились к завоеванию мирового господства и порабощению других народов.
В вину японцам ставился союз с Германией и Италией, подписанный в Берлине 27 сентября 1940 года сроком на десять лет. Рассматривалось нападение Японии на США в Перл-Харборе, а также на Филиппины и Голландию в юго-западной части Тихого океана, на представителей Британского Содружества и на французский Индокитай, обширные территории которого, равно как и земли Китая, подверглись длительной оккупации.
СССР в качестве судьи представлял на процессе член Военной коллегии Верховного суда, генерал-майор юстиции Иван Зарянов, а в качестве прокурора – начальник Договорно-правового отдела МИД Сергей Голунский, которого вскоре сменил прокурор Москвы Александр Васильев. Советский обвинитель Васильев делал особый акцент на то, что «главные японские военные преступники вершили свои преступления вместе со своими сообщниками из гитлеровской клики и что империалистическая Япония должна разделить ответственность гитлеровской Германии за все совершенные ею злодеяния».
К смертной казни через повешение были приговорены семь человек – генералы Коэндзи Доихара, Сэйсиро Итагаки, Хэйтаро Кимура, Иванэ Мацуи, Акира Муто, Хидэки Тодзио, а также бывший глава МИД и премьер-министр Японии Коки Хирота. Приговор был приведен в исполнение в ночь на 23 декабря 1948 года. Многие из подсудимых были признаны виновными, среди прочего, по пункту 35 (планирование и ведение войны против СССР).
Шестнадцать подсудимых получили пожизненные сроки, еще у двоих вина была доказана частично – им назначили двадцать и семь лет заключения соответственно. Отправленные в тюрьму японцы либо умерли до отбытия установленного наказания, или же вышли по УДО в середине 1950-х годов. 29-м на скамье подсудимых должен был оказаться бывший премьер Фумимаро Коноэ. Однако он отказался от добровольной сдачи и в ночь на 16 декабря 1945 года принял цианистый калий. Экс-министр иностранных дел Есукэ Мацуока и адмирал флота Осами Нагано умерли во время судебного следствия, а главного идеолога японского милитаризма Сюмэя Окаву признали невменяемым из-за развившегося психического заболевания и исключили из числа подсудимых Токийского трибунала, но оставили в тюрьме, переведя в американский военный госпиталь.
@ «Светское Post Советское» родом из детства! (https://t.me/NasheSovetskoeDetstvo)




