Вернувшийся из США ученый создает новый метод борьбы с опухолями: В чем суть его разработок и почему он решил уехать из Америки
Возвратившийся после 12 лет работы за рубежом Арсений Южалин возглавил команду ученых в Научном центре трансляционной медицины университета «Сириус». Его проект был представлен президенту Владимиру Путину во время его визита в университет «Сириус».
Арсений, в основе вашего метода борьбы с опухолями — очень модная сегодня иммунотерапия. Например, в том же «Сириусе» сразу несколько групп ведут такие исследования. Чем отличается ваш подход?
Арсений Южалин: Вначале о том, почему вообще именно иммунотерапия выходит на первый план. В отличие от традиционных методов борьбы с раком — химия и лучевой терапии, которые убивают не только раковые клетки, но и здоровые, иммунотерапия уничтожает только раковые. В норме иммунная система вполне успешно уничтожает злокачественные клетки, которые регулярно образуются в организме, предотвращая развитие рака. Человек даже не замечает, что она в очередной раз спасла его от зарождающейся опухоли.
Но в некоторых случаях этот механизм не срабатывает. Дело в том, что раковые клетки очень коварны, они умеют «прикинуться» здоровыми, и тогда иммунитет их не замечает. Они продолжают расти, захватывая здоровые ткани и отравляя организм продуктами своей жизнедеятельности.
Так вот задача иммунотерапии «пробудить» иммунитет включиться в борьбу с опухолью. Варианты могут быть самые разные. Скажем, есть несколько технологий, которые учат иммунитет вначале распознавать раковые клетки, а затем их уничтожать. Именно на этом принципе работает, в частности, вакцина, которая сейчас создается в Центре эпидемиологии и микробиологии им. Гамалеи.
К сожалению, в медицине нет универсального средства на все виды болезней, в том числе и видов рака. Скажем, то, что уже хорошо работает на раке крови, может быть бессильно против плотных опухолей. Словом, поле сражения огромно. Говоря образно, надо создавать «щит» на разные варианты «меча». Одним из таких методов и занимается наша группа.
В чем его суть?
Арсений Южалин: Мы говорили, что коварные раковые клетки умеют прикинуться здоровыми, и тогда иммунитет их не замечает. Один из вариантов такой «маскировки» — это потеря на поверхности клетки молекул так называемого главного комплекса гистосовместимости I класса (MHC-I). Кстати, за исследования МНС в разные годы были присуждены две Нобелевские премии.
Так вот эти молекулы как раз и играют роль «флажков», по которым иммунная система распознает больные либо злокачественные клетки и дает сигнал SOS на их уничтожение.
Дает сигнал, пока иммунитет в норме, пока видит «флажки». Но почему же он слепнет?
Арсений Южалин: Когда опухоль только начинает формироваться на поверхности клетки, она «глушит» прежде всего комплекс МНС-1. Как она это делает? Дело в том, что клетка вырабатывает определенные белки, которые подавляют активность МНС-1. «Флажки» тревоги исчезают, и как следствие — иммунитет пропускает врага в организм.
Наша задача — восстановить «флажки». Один из вариантов таков: надо подобрать ингибиторы, которые блокируют вредные белки, что позволит иммунитету вновь прозреть и включить в борьбу с опухолью все ее окружение.
В какой стадии эти исследования?
Арсений Южалин: Наша группа сформирована только в этом году, так что мы в начале пути. Результаты предыдущих исследований, в которых я был основным исполнителем, подтверждают перспективность этого подхода. Они опубликованы в авторитетном журнале Nature Cell Biology.
Расскажите о своем зарубежье. Ведь 12 лет вы проработали в ведущих научных центрах мира. Как из Кемерово оказались в знаменитом Оксфорде?
Арсений Южалин: После окончания Кемеровского госуниверситета отправил документы в магистратуру Оксфорда. Прошел по скайпу собеседование и получил приглашение. Прямо скажу, очень непросто было добывать деньги на платную учебу, жилье и вообще дорогую жизнь в Европе. Словом, ситуация стимулировала, я вместо положенных двух лет закончил магистратуру за один год. А дальше учился в аспирантуре уже на средства выигранного гранта. Всего проработал в Оксфорде 5 лет, защитился на степень PhD, что равноценно нашему кандидату наук.
Потом переехал в Техас, где шесть лет работал в крупнейшем научном онкоцентре. Занимался биологией рака. А в этом году мы с женой вернулись в Россию. Кстати, она тоже из Кемерово, хирург по профессии. В США переквалифицировалась, стала врачом УЗИ.
Вернулись, потому что в Америке русских стали прессовать?
Арсений Южалин: Могу сказать только о себе. В принципе американцы ко мне относились вполне нормально. Большинство вообще плохо представляют, что такое Россия. Да и другие страны тоже. Они живут сугубо своей жизнью, мало интересуясь всеми остальными. А вот в моей фирме ко мне появились вопросы. Запрещено ездить в Россию на конференции и по профессиональным делам. А если все же поехал по личным вопросам, нужно написать подробный отчет, что ты там делал, где был, с кем контачил.
Вообще появился серьезный дополнительный контроль за моей работой. Кстати, мой знакомый ученый из Китая после поездки на родину был арестован прямо в аэропорту. Ему предъявили какие-то странные обвинения, и он уже несколько месяцев находится в тюрьме.
Словом, пристальное внимание, зацепки — все это неприятно. А так как ситуация в мире становится все хуже, мы решили вернуться в Россию. Нашей группе в университете «Сириус» созданы прекрасные условия, чтобы заниматься наукой. У нас хороший молодой коллектив, в котором царит настоящий творческий азарт сделать прорыв в борьбе с раком. Сам факт, что наш проект был представлен президенту Владимиру Владимировичу Путину во время его визита в университет «Сириус», конечно, для нас особый стимул. Если все получится, результаты могут заложить основу для нового класса отечественных противоопухолевых препаратов.
