PAS без передачи: что происходит в Молдавии после скандальных выборов. Давление на оппозицию не снижается

Молдавские власти после победы на парламентских выборах не снижают давления на оппозицию. Самым громким стало дело против экс-депутата Марины Таубер, которую заочно приговорили к 7,5 года лишения свободы. Кроме того, обсуждается запрет оппозиционных партий, в финальной стадии ограничение деятельности «Великой Молдовы». Подробности — в материале «Известий».
Ситуация в Молдавии после выборов
В Молдавии 28 сентября прошли парламентские выборы. Они завершились победой правящей партии, но давление на оппозицию не снижается. Во-первых, суд приговорил к пяти годам лишения свободы двух глав районных отделений партии «Шор» Анатолия Ружанского и Михаила Небенулю. Мужчины на протяжении всего процесса отрицали обвинения, а на оглашение приговора не явились, поэтому их объявили в розыск.
Во-вторых, полиция задержала журналистов Габриела Кэлина и Виталия Флорю, которые в ходе нынешних выборов баллотировались в депутаты по списку Христианско-социального союза. В силовых структурах сообщили, что «задокументировали комплексный случай отмывания денег». Утверждается, что проведено несколько обысков, в ходе которых изъято $36 тыс., а также электронные устройства, подтверждающие связь с Россией.
В-третьих, министерство юстиции обратилось в суд с требованием на 12 месяцев ограничить деятельность партии «Великая Молдова», которую возглавляет бывший прокурор Виктория Фуртунэ. Объединение якобы получало деньги из-за границы, хотя в судебном порядке эти факты не доказаны. Сама Фуртунэ заявила, что попытки запретить партию свидетельствуют о страхе и панике правящего режима.
Наконец, самым громким эпизодом стало дело против бывшего депутата молдавского парламента Марины Таубер. Ее признали виновной в незаконном финансировании партии «Шор» и приговорили к 7,5 года лишения свободы. Политик еще в январе выехала из страны, поэтому ее объявили в розыск.
Адвокат Таубер Сергей Морару в эксклюзивном комментарии «Известиям» подчеркнул, что суд отказал в проведении экономической экспертизы и ограничил число свидетелей защиты. «Такие экспертизы доказали бы, что все цифры, которые были показаны прокурором, не соответствуют действительности», — отметил он. В свою очередь, сама Таубер сказала, что за ее делом стоит лично Майя Санду и правящая партия PAS.
Что будет дальшеСудя по всему, в ближайшем будущем в Молдавии на повестке будет несколько громких законодательных инициатив. Одна из них касается усиления контроля за онлайн-пространством. Еще в июне соответствующий законопроект был внесен в парламент, до выборов его принять не успели, но теперь вполне могут дать ход. Документ предполагает, что за распространение дезинформации пользователям будут выписывать штрафы в размере до 100 тыс. лей ($6 тыс.).
За последние годы в стране довольно сильно «зачистили» рынок традиционных СМИ, под запрет в том числе попало более десятка телеканалов. В оппозиции говорят, что в случае одобрения нынешней инициативы усилится цензура в интернете. «Это посягательство на последний бастион свободы выражения. Подлинная демократия не может существовать через страх и контроль», — уверяла депутат Адела Райляну.
Эксперты также говорят, что в ближайшее время усилится давление на Молдавскую православную церковь, которая подчиняется РПЦ МП. В ходе избирательной кампании представители правящей партии не раз обвиняли клириков в распространении пропаганды и попытке повлиять на исход голосования, некоторым священникам мешали налаживать заграничные связи, в том числе тормозили и обыскивали в аэропорту Кишинева.
Считается, что теперь религиозной структуре могут предписать разорвать все связи с Москвой. Официальный представитель МИД России Мария Захарова говорила, что церковные институты будут следующим объектом гонений. «Вы можете засекать время. Здесь нет даже другого мнения. Единственное — вера в молдаванах сильна. Но очевидно, что это [преследование церкви] на повестке», — рассуждала она.
Третий момент касается повышения тарифов ЖКХ. Дело в том, что в соседней Румынии с 1 июля либерализовали энергорынок, поставки в Молдавию и на Украину теперь осуществляются на общих основаниях, без специальных преференций. Кишинев после отказа от российских энергоресурсов 70% электроэнергии закупает как раз у Бухареста. Понятно, что на время избирательной кампании власти притормозили этот вопрос, но теперь рост цен, по сути, неизбежен.
Очевидно, что продолжится и милитаризация страны. Если в 2021 году оборонный бюджет в стране составлял 0,4% ВВП, то в 2023 году цифра выросла до 0,55%, а к 2030-му планируется достичь 1%. Кроме того, финансовую помощь в этом вопросе Кишиневу продолжат оказывать европейские структуры. В апреле стало известно, что Брюссель выделит Молдавии €60 млн на оборонные нужды.
Депутат Верховного совета ПМР Андрей Сафонов в ответ назвал такие идеи ловушкой. «На примере Гагаузии мы видим, что автономный статус не соблюдается. Если бы ПМР согласилась на это, было бы то же самое. Сначала отказ от всякой самостоятельности в сфере внешней политики, вывод российских войск, защищающих приднестровцев, а дальше — ввод силовиков Молдовы и расправа над жителями республики», — отметил он.
Что говорят экспертыМолдавский политолог Александр Кориненко считает, что власти страны продолжат идти прежним курсом.
— Продолжится преследование оппозиции. Сейчас громят приближенных Илана Шора, далее возьмутся за остальных оппонентов властей. Сохранится курс на евроинтеграцию и дальнейшее размежевание с Россией. Продолжится давление на Гагаузию и Приднестровье. В Гагаузии в ходе нынешних выборов правящая партия получила всего 3% голосов, ей этого не простят. Приднестровцам также следует приготовиться к новым формам экономического противодействия, — объясняет политолог.
Главный научный сотрудник РГГУ, доктор политических наук Наталья Харитонова также уверена, что преследование оппозиции продолжится.
— Молдавские власти считают, что уверенно победили на выборах и получили народный мандат на продолжение своей политики. Поэтому внутриполитическая обстановка и дальше будет оставаться напряженной. Кроме того, продолжится зачистка информационного пространства, вырастут тарифы на ЖКХ. Гагаузию будут постепенно лишать автономного статуса, понемногу урезая те или иные полномочия.Приднестровье будут душить экономически, параллельно власти попытаются добиться вывода российских военных, — прогнозирует она.
