«Стена дронов». Средство защиты или часть плана первого удара?
В мае 2024 г. глава МВД Литвы Агне Билотайте предложила создать «Стену дронов» протяженностью «от Норвегии до Польши, целью которой будет защита нашей границы с помощью дронов и других технологий». В то время к инициативе Вильнюса присоединились Эстония, Латвия, Литва, Норвегия, Финляндия и Польша.
По мнению Билотайте, «Стена дронов» — это «не только физическая инфраструктура, системы наблюдения, но и использование дронов и других технологий, которые позволили бы … также защититься от провокаций со стороны недружественных стран и предотвратить контрабанду». Несмотря на попытки сторонников проекта как можно скорее начать реализацию проекта, дальше разговоров в то время дело не пошло.
10 сентября 2025 г. Польша заявила, что якобы российские БПЛА массово вторглись на территорию страны. Уже через несколько часов глава Еврокомиссии (ЕК) Урсула фон дер Ляйен, выступая перед Европарламентом с речью о состоянии дел в ЕС, заявила: «Нет никаких сомнений: восточный фланг Европы обеспечивает безопасность всей Европы. От Балтийского до Черного морей. Мы должны инвестировать в космическое наблюдение в режиме реального времени, чтобы ни одно передвижение войск не оставалось незамеченным. Мы должны прислушаться к призыву наших друзей из Балтии и построить стену из беспилотников. Это основа надежной обороны. Европа будет защищать каждый дюйм своей территории».
В свою очередь немецкий эксперт от ХДС Норберт Рёттген не так давно заметил: «Армия будущего не та, что прежде. Возможности БПЛА, совершенно разных — разведывательных дронов, оборонительных, ударных и дронов-ловушек, — во всем этом мы нуждаемся».
По оценкам экспертов, «Стена дронов» может пройти через Румынию и Болгарию до Черного моря. Её сооружение, вероятнее всего, обойдётся европейским странам в сумму от 3-х до 7-ми млрд евро. Окончательный вариант схемы финансирования «Стены дронов» Урсула фон дер Ляйен представит на неформальной встрече лидеров Евросоюза в Копенгагене 1 октября 2025 г.
26 сентября 2025 г. в режиме видеоконференции министры обороны ЕС провели совещание по вопросу защиты от БПЛА. Согласно его итогам, «Стена дронов» должна будет обнаруживать, отслеживать и сбивать беспилотники противника. Она также включит различные системы, направленные на обеспечение быстрого реагирования на вторжение чужих самолетов и других летательных аппаратов в воздушное пространство стран Европы.
Первоначально в совещании должны были участвовать Болгария, Дания, Латвия, Литва, Польша, Румыния, Финляндия и Эстония. Подключение к видеоконференции граничащих с Украиной Словакии и Венгрии не предполагалось. Но 24 сентября 2025 г. было заявлено, что Братислава всё-таки согласилась обсудить антидроновую инициативу ЕС.
Будапешт от участия в проекте отказался. Президент Венгрии Орбан, комментируя реакцию Варшавы на нарушение воздушной границы страны, сказал, что история с дронами доказывает разумность и рациональность призывов Будапешта к миру в российско-украинском конфликте. Нежелание Венгрии участвовать в проекте «Стена дронов» создает большие проблемы для Брюсселя. Венгерско-украинская граница имеет небольшую протяженность — всего 128 км. Но отказ Будапешта стать частью проекта будет означать наличие бреши в линии обороны Евросоюза общей площадью более 93 тыс. кв. км (площадь Венгрии).
В совещании также участвовал министр обороны Украины, который пообещал, что его страна поделится опытом применения БПЛА со всеми странами-участницами проекта.
В интервью бельгийскому изданию Euractiv комиссар Еврокомиссии по обороне и космосу Андрюс Кубилюс откровенно заявил, что в настоящее время ЕС не располагает необходимыми техническими возможностями для обнаружения дронов. «Может быть, у нас есть хорошие средства для обнаружения истребителей и ракет, но у дронов своя специфика: они летают очень низко, и они очень маленькие». По словам еврокомиссара, первым шагом по исправлению ситуации должно стать приобретение в кратчайшие сроки систем обнаружения БПЛА. По оценкам Кубилюса, реализация проекта «Стена дронов» займет «около года».
Реакция Украины на проект Евросоюза «Стена дронов» была ожидаемой. Киев безоговорочно поддержал его. Глава офиса президента Украины Андрей Ермак в своем телеграм-канале написал, что надо «делать ставку на искусственный интеллект, который будет у БПЛА, как у ударных, так и у зенитных». Согласно заявлению британского министра обороны Джона Хили, опубликованному изданием The Daily Telegraph, в проекте будут использованы дроны, совместно произведенные Великобританией и Украиной.
Проект «Стена дронов» также нашел полную поддержку в штаб-квартире Организации Североатлантического договора (НАТО). НАТО считает, что он направлен на развертывание вдоль всей границы с Россией, включая территорию Украины, эшелонированной системы защиты от беспилотников, которая будет включать средства мониторинга и автоматизированные системы борьбы с дронами, а также аналог украинской системы «kill zone» («зона поражения», созданная с помощью дронов) для защиты от «российского вторжения». В настоящее время проект находится на стадии разработки и отбора наиболее перспективных систем оружия.
Несмотря на своё название, проект ЕС не является «стеной» в прямом смысле этого слова. Он предусматривает создание сети, в которую войдут электронные, спутниковые, оптические и акустические средства обнаружения дронов и других летательных аппаратов. В сеть также включат системы РЭБ, опознавания, дроны-перехватчики ПВО и пилотируемые летательные аппараты для борьбы с БПЛА, а также ЗРК, зенитные установки и мобильные группы ПВО. В ближайшем будущем к сети подключат лазерные комплексы и электромагнитные пушки, сопрягаемые с другими антидроновыми системами. Важным элементом станет общий протокол обмена данными внутри сети, в т. ч. между всеми странами альянса.
Основным условием проекта «Стена дронов» является его финансовая эффективность. Затраты на уничтожение воздушной цели не должны превышать её стоимость.
Одним из сложнейших является вопрос безопасности. Обломки беспилотника, зенитной ракеты или осколки снаряда для зенитной пушки могут упасть на жилые дома и другие гражданские объекты, а также на предприятия различного назначения, вызвав гибель мирных людей, пожары и разрушения. Поэтому уже сейчас рассматриваются варианты применения кевларовых сетей вместо зенитных артиллерийских снарядов или зенитных управляемых ракет, а также лазеров и электромагнитных пушек. Средства поражения должны применяться вне населенных пунктов.
Еще одну серьезную проблему представляет защита объектов критически важной инфраструктуры — аэропортов, ж/д вокзалов, предприятий ТЭК, электроподстанций, мостов и т.д. Для её решения потребуются комплексные меры защиты и большое количество мобильных и переносных устройств для борьбы с дронами.
Особый интерес вызывает позиция министра обороны Германии Бориса Писториуса. Выступив в целом в поддержку проекта «Стена дронов», он подчеркнул, что в настоящее время проект не является приоритетной задачей. Писториус отметил, что «речь идет не о концепции, которая будет реализована в течение следующих 3-4-х лет, а то и больше» … «Все, что мы сейчас строим или закупаем, будет уступать через пару лет новым технологическим разработкам». Резюмируя, Писториус подчеркнул, что приоритет должен быть отдан не «Стене дронов», а средствам защиты от БПЛА.
Что касается России, то развертывание мощной военной инфраструктуры у её границ под названием «Стена дронов» представляет собой реальную угрозу. В случае нанесения первого обезоруживающего удара по РФ «Стена дронов» позволит армиям Евросоюза и НАТО максимально обесценить ответный удар российской беспилотной авиации и крылатых ракет. Пытаясь представить проект «Стена дронов» как оборонительный, Брюссель, по сути, планирует создать на границах РФ комплекс наступательного оружия, аналогичный тому, что в своё время под видом ПРО развернули США.
