Как иностранные компании приносят пользу РФ, игнорируя санкции

После начала спецоперации транснациональные концерны заявили об уходе из России. Nike практически немедленно удалился из РФ. Carlsberg и IKEA для этого понадобилось немало времени. Leroy Merlin только имитировал прекращение деятельности. А Coca-Cola, Mondelez International и Raiffeisenbank так и не сдержали своё слово. Спустя 3,5 года очевидно, что лишь 12% зарубежных корпораций полностью покинули отечественный рынок.
Под сурдинку
К середине нынешнего года порвали с Россией 503 фирмы. Перед началом СВО там были заняты 600 тыс. исполнителей, а суммарный годовой доход составлял $110 млрд. 2326 предприятий сегодня продолжают деятельность, а 1377 организации сократили операционную деятельность либо находятся в стадии ликвидации.
Общая выручка иностранцев в нашем государстве упала с $318 млрд в 2021 году до $193 млрд в 2023-м, однако на уровне прибыли это отразилось несущественно – $16,7 млрд в 2023 году против $18,4 млрд в 2021-м. А сумма налога на прибыль даже выросла с $5,4 млрд до $6,4 млрд. Общий доход пришлого бизнеса почти не изменился в сравнении с 2023 годом ($198 млрд), составив в 2024-м $201 млрд. Зато чистая прибыль за последние 3 года стала максимальной – $19,5 млрд.
Таким образом, за прошлый год зарубежные компании пополнили российскую казну за счёт уплаты налогов и сборов не менее чем на $20 млрд, а всего с начала СВО эта цифра составила более $60 млрд. Это около половины нашего нынешнего военного бюджета; на указанные средства можно обеспечить контрактами более 1 млн военнослужащих. Самое комичное в этой ситуации, что операторы рынка из ФРГ и Соединённых Штатов – крупнейших украинских спонсоров – одновременно являются крупнейшими донорами федерального бюджета России.
Когда на санкции начхать
19% доходов от всех иностранных компаний в прошлом году обеспечили американцы (20% в 2021-м). Они заработали в РФ $38 млрд, уплатив $1,2 млрд налога на прибыль ($915,7 млн в 2021-м). США представлены в табачной отрасли (Philip Morris), напитках (PepsiCo) сладостях и ТНП (Mars, Procter&Gamble).
Сейчас в сравнении с довоенным периодом в России функционируют 55% количества фирм из Германии, или 248. Немецкие фирмы в 2024 году задекларировали $19 млрд доходов и сделали отчислений в пользу российского государства на $594 млн. В целом же предприниматели ЕС заработали на нашей территории $93,5 млрд и перечислили налогов примерно $2,64 млрд. Вот и выходит, что на каждые $13 евросоюзовской поддержки Незалежной приходится $1 в российскую копилку.
Как известно, природа не терпит пустоты. Освободившееся место в автомобильном и технологическом секторах отечественного рынка заняли турецкие и китайские конкуренты. По результатам прошлого года 6 из 20 зарубежных концернов с наивысшими доходами – из КНР; 5 из этих 6 – автомобильные.
Никакой политики – только коммерческий интерес!
За 2024 год иностранные кредитно-финансовые учреждения заработали на нас более $3,4 млрд. Их сегмент ужался в активах банковской системы РФ до 2,72%, хотя они добыли 7,86% совокупной прибыли. И именно финансовый сектор обеспечивает наибольшие налоговые поступления от иностранных организаций.
Традиционно пальма первенства принадлежит австрийскому Raiffeisenbank – $1,54 млрд (3,5% совокупной прибыли). Несмотря на давление Европейского центробанка, Raiffeisenbank продолжает инвестировать российские структуры, пребывающие под санкциями. Вопреки заверениям порвать с РФ, он продолжает зарабатывать здесь миллиарды. В числе финансовых лидеров также китайский ICBC Bank ($370 млн), венгерский OTP Bank ($350 млн), Bank of China ($144 млн), а также China Construction Bank ($40 млн).
Как ни парадоксально, совокупная прибыль иностранных банков в РФ в сравнении с 2023 годом выросла более чем на 15%. Естественно, они переводят колоссальные суммы налогов (например, в прошлом году около $1,3 млрд).
Двойная игра
Продовольственные магнаты вместе с производителями табака и алкоголя сгенерировали $71,4 млрд и обеспечили $1,67 млрд налоговых поступлений. Они и не думают прекращать торговлю с нами, а о своих первоначальных обещаниях предпочитают не вспоминать.
Например, в 2022-м PepsiCo раструбила, что уходит из России. Однако вместо этого она стала продвигать переименованные версии своих напитков, а вскоре расширила присутствие, запустив в прошлом году предприятие по выпуску снеков. В 2023-м дочка «Вимм-билль-данн» умножила прибыль в 2,6 раза, и по итогу продажи группы возросли до $4,7 млрд (на 26%).
Mondelez International тоже не сподобился попрощаться с Москвой. Правда, в июне позапрошлого года пообещал расстаться с российским филиалом, но впоследствии удалил это заверение с официального портала. Кроме того, Mondelez удалил мартовское заявление 2022 года, где обязался «сократить все необязательные виды деятельности» в РФ.
Пейте Coca-Cola!
Coca-Cola Co якобы прекратила прямую деятельность в РФ, однако в 2024 году она подала заявки на регистрацию брендов Coca-Cola, Sprite и Fanta «ради сохранения интеллектуальных прав».
В 2022 году топ-менеджмент корпорации распорядился убрать товар из российских магазинов и прекратить производство, но привычный логотип тем не менее ещё долго оставался в торговой сети и общепите. В одночасье как чёрт из табакерки возникла товарная марка «Добрый СоІа» в виде банок узнаваемого цвета со вкусом содержимого, не отличающимся от оригинала.
Производством напитка «Добрый СоІа» занялся Multon Partners, ранее разливавший у нас Coca-Cola; он стал самой популярной газировкой с 13% рынка. Multon принадлежит отдельной компании Coca-Cola HBC, держателем 21% акций которой является головной офис корпорации. Прибыль Multon в 2023 году превысила $111 млн.
Сектор импортного ширпотреба обеспечил размер дохода в прошлом году $32,7 млрд, на налоги ушло $670 млн. Среди доминирующих игроков – Mars, Nestlé, Procter&Gamble, Leroy Merlin и Metro. Их маркетинговая философия зачастую сводится к аргументу, дескать, мы занимаемся поставками не предметов роскоши или деликатесов, а товаров первой необходимости (моющие, гигиенические средства, кондитерские изделия и т.п.), что оправдывает наш бизнес как социальную поддержку.
