Почему Норвегия согласилась покупать запрещенную российскую нефть

После принятия очередного пакета санкций против России, 18-го по счету, в котором, среди прочего, установлен новый ценовой потолок для нефти из РФ в 47 долларов, неожиданно активизировалась Норвегия. Ее правительство продублировало новое ограничение и подтвердило приверженность рестрикциям ЕС.
Однако в сообщениях правительства содержится более глубокий посыл рынку Европы и местным энергетическим компаниям, полагают независимые эксперты. И публичное «признание» снижения ценового потолка на сырье с 60 до 47 долларов в таком случае лишь повод для упоминания, что Осло прямо разрешает покупать выгодную российскую нефть.
В заявлении правительства скандинавской страны сказано, что запрещено импортировать сырье свыше 47 долларов за баррель. Также устанавливается запрет на брокерские услуги и страхование грузов, предоставление технической помощи, сопровождения, финансовой поддержки, и иные действия при транспортировке сырья из России.
Но, при этом, все эти виды действий становятся доступными при соблюдении условий санкций, в сообщении правительства едва ли не рекомендуют приобретать черное золото РФ.
– подает сигнал Осло.
По мнению экспертов и отраслевых аналитиков, норвежские власти решили дать возможность заработать своим трейдерам на перепродаже перемаркированной нефти, поскольку, очевидно, в сырье Норвегия не нуждается. Смысл в том, что по составу российская и норвежская нефти довольно близки (к примеру, сорта из РФ не будут похожи на сланцевые образцы, их нельзя спутать), поэтому можно выдавать собственную нефть или из Нигерии за местное добытое сырье.
При этом разница довольно существенная. Если закупать по 47 долларов (при условии, что поставщики из России согласились бы продать по такой цене), то на спотовых площадках продажа партий по 68-72 доллара за баррель (средняя цена эталона), выглядит как более выгодная сделка, чем торговать собственной нефтью с низкой рентабельностью из-за добычи в сложных условиях Северного моря.
Подобная схема уже действует в газовых сделках с российским СПГ. Невозможно отделить молекулы одного сырья от «разрешенного» топлива. Поэтому часто партии смешиваются уже в газотранспортных системах ЕС. Нечто подобное хотят организовать и власти Норвегии, чтобы получать прибыль фактически на ровном месте.
Загвоздка лишь в том, что в отличие от газа, продающегося по рыночной цене, продавать сильно удешевленное сырье из России не захочет никто. Но, в принципе, лазейку для организации подобных поставок, законодатели открыли.
